ЕГЭ – это хорошо или плохо?
Отгремели выпускные в школах Москвы и всей России. Вчерашние школьники потянулись подавать документы в вузы.
Значит, самое время поговорить о тех впечатлениях и мыслях, которые породил этот экзамен. И, главное, понять то, что не решено до сих пор: ЕГЭ – это хорошо или плохо.
Мне, как человеку только что прошедшему через горнило Единого государственного экзамена, представляется, что система ЕГЭ вновь оказалась несостоятельной и не прошла проверку боем и в этом году.
Сказать, что списывали, – не сказать ничего. В моей школе ЕГЭ сдавали 64 человека. И только 6–7 из них, по моим наблюдениям, писали самостоятельно. Варианты и ответы были известны за два дня. Они распространялись повсеместно – в социальных сетях и по почте, в коридорах школы и посредством телефонных звонков. Мне, например, не единожды поступали SMS-сообщения с предложениями о продаже и перепродаже КИМов (контрольно-измерительные материалы) на ЕГЭ c указанием цены – она колебалась от 500 до 50 000 рублей. Интернет сильно упрощал многим течение экзамена: уже стало ненужным проносить телефоны в аудиторию – ученик решал дома все варианты, которые ему высылались за деньги, и приходил на ЕГЭ полностью подготовленный, без единой шпаргалки и телефона.
Понятно, что таких людей невозможно выявить. Но они хотя бы работали, трудились дома, и вся их вина и беда состояли в том, что они обеспечили себе привилегированные условия. Как спортсмен, принявший допинг перед ответственным соревнованием: он бежит и трудится ничуть не меньше остальных, но призовой результат гарантирован ему заранее. Те же, кто не смог купить ответов, проносили на экзамен телефоны. Во время ЕГЭ можно выйти в туалет. По регламенту, это делается в сопровождении проверяющего – он проводит тебя от аудитории до туалета и обратно. На деле – никто никого никуда не сопровождал, – можно было зайти в туалет и, запершись в кабинке, спокойно позвонить своему репетитору или просто знающему человеку. Во всяком случае, так происходило там, где пришлось сдавать ЕГЭ мне. Все это напоминало некое постоянное дежурство по туалету: стоило закрыть за собой дверь этого «заведения», как тут же пять-шесть возбужденных экзаменующихся подбегали с вопросом: «Ответы есть?»
Что же касается наблюдающих и проверяющих, которыми нас пугали весь одиннадцатый класс, то оказались они совсем не страшными. Быстро выяснилось, что учителям не выгодны и не нужны скандалы, удаления учеников с экзамена, незачеты результатов и прочие ужасные кары, которые должны были постичь «шпаргальщиков» и «телефонщиков». Естественно, существует и профессиональная солидарность преподавателей, и прямые договоренности между учителями тех школ, где проходят экзамены (ЕГЭ в обязательном порядке сдают на чужой территории), поэтому удаляют и наказывают экзаменуемых редко. Там, где сдавать ЕГЭ выпало мне, никого из списывающих справедливое возмездие не настигло.
Может, нам просто повезло со школой, в которой мы писали? Нет, дело, похоже, совсем не в везении. После нашумевшего видео о сдаче ЕГЭ по русскому языку в Дагестане на портале Youtube, набравшего 682 374 просмотра за три недели, стало ясно, что и в Москве дела обстоят не лучше. Те нарушения, что фиксировала видеокамера в дагестанской школе, я наблюдал собственными глазами в школе московской. Проверяющие смотрели сквозь пальцы на грубые нарушения порядка проведения экзамена – ученики могли переговариваться, никто за использованием телефонов не следил и уличать экзаменуемых не пытался.
Ужасны, на мой взгляд, в существующей системе ЕГЭ темпы проверки. Когда результатов экзамена ждешь больше десяти дней, ожидание превращается в пытку. Очень мало времени, всего лишь два дня, выделяется для подачи апелляции. Причем понять, за что получаешь свою оценку, практически невозможно – ошибки в работах не отмечены, во всяком случае, в тех вариантах, которые вывешиваются на официальном сайте. То есть при подаче апелляции невозможно аргументировать свое несогласие с оценкой просто потому, что не видишь своих ошибок и не понимаешь, где конкретно «напортачил». Кстати, сдававшие экзамены 13, 14, 15-го июня узнали свои результаты уже после выпускного вечера и вопрос о возможности апелляции перед ними уже не стоял – подача заявлений в большинство вузов длится всего до пятого июля. Некогда, и уже не до апелляций. Успеть бы за дни, оставшиеся до конца приема документов в вузы, отстоять очереди в приемные комиссии.
Мне, писавшему ЕГЭ без шпаргалок и телефона, кажется несправедливым, что те, кто списывал и получал сто баллов, скорее всего, попадут на бюджетные места в любом вузе. А тем, кто решил пройти через испытание честно и писал сам на эти бюджетные места не попасть. В этом, мне кажется, и заключается основная проблема ЕГЭ – проблема нечестных баллов. В результате складывается ситуация, в которой абсолютно не важно, сколько ты знаешь, как усердно ты учился, а важно то, как ты умеешь сдавать ЕГЭ. В десятом и одиннадцатом классах мы тратили огромное количество учебных часов не на предметы и дисциплины, не на приобретение знаний, а на тренировки по сдаче ЕГЭ. У меня создалось твердое убеждение в том, что это время было потеряно зря.