Детали слишком важны
В Москве под председательством руководителя ФТС России Андрея Бельянинова состоялось очередное заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза.
В работе коллегии участвовали заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк и председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана Мажит Есенбаев. Также на встречу были приглашены главы таможенных служб Кыргызстана и Таджикистана – Кубанычбек Кулматов и Гурез Зарипов. Традиционно на таких мероприятиях работают и украинские специалисты. Но, как пояснил Андрей Бельянинов, буквально на днях он встречался с коллегами в Киеве и весь спектр вопросов обсуждался там.
– Эта встреча еще раз доказала, насколько эффективен и перспективен институт, который создан в рамках ТС тремя таможенными службами, – подчеркнул Мажит Есенбаев. – И те общие проблемные вопросы, которые у нас возникают, мы решаем в рамках наших жарких, заинтересованных дискуссий.
Был обсужден широкий круг вопросов, связанных с развитием таможенного контроля после выпуска товаров, применением различных способов уплаты пошлин и налогов, информированием во время таможенного транзита.
– Что отрадно, большинство вопросов было решено на экспертном уровне и не потребовалось особого вмешательства руководителей делегаций, – сказал Андрей Бельянинов. – Это свидетельствует о высоком уровне взаимопонимания между нашими службами. Таможенный союз не стоит на месте – он совершенствуется, это живой организм со своими процессами, со своими национальными особенностями. И для нас очень важно, чтобы была налажена ритмичная, продуктивная работа.
– Товарооборот растет внушительными темпами, постоянно повышается давление на белорусскую таможню, – сказал Сергей Борисюк. – Это обязывает нас динамично менять подходы к своей деятельности. Безусловно, нагрузку на бизнес необходимо сокращать, но сокращать без потери контроля.
В рамках заседания состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией таможенных представителей Беларуси, Казахстанской ассоциацией таможенных брокеров и российским Некоммерческим партнерством профессиональных таможенных операторов. Вместе они собираются работать над устранением административных барьеров.
– Ваша объединенная коллегия для нас является важной площадкой, где мы можем ознакомиться с происходящими процессами, держать руку на пульсе, – отметил руководитель киргизской таможни Кубанычбек Кулматов. – В ближайшее время Кыргызстан хотел бы вступить в Таможенный союз. Сейчас мы двигаемся в рамках «дорожной карты». Прошло уже пять-шесть совместных встреч с вашими экспертами.
Гурез Зарипов, начальник таможенной службы Таджикистана, проинформировал, что в его республике работает специальная комиссия для вступления в ТС. «Так что после Кыргызстана мы следующие кандидаты», – с улыбкой сказал он.
– Пока наша коллегия в рамках «тройки» – единственный орган, работающий с такой отдачей. Нам бы хотелось, чтобы другие министерства и ведомства трех стран изучили наш опыт и наладили такое же тесное взаимодействие в рамках объединенной коллегии. Мы все должны работать как единый механизм, – подытожил Андрей Бельянинов.
Спустя несколько дней была организована пресс-конференция с участием и.о. первого замначальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергея Амельяновича. Он поведал о деталях проводимой в рамках ТС работы.
За год, прошедший после законодательного введения 17 июня 2012 года процедуры обязательного предварительного информирования, время нахождения товаров и транспортных средств в автомобильном пункте пропуска сократилось на треть. Сейчас оно в среднем составляет 53 минуты.
Почти 98 процентов информации предоставляется в таможенные органы РФ до прибытия транспортного средства в пункт пропуска. По словам Сергея Амельяновича, большинство участников рынка положительно относятся к новой технологии. Они отмечают, что стало легче проходить границу. Сократились расходы на логистику и персонал: все вопросы непосредственно в пункте пропуска решаются при помощи одного человека – водителя.
– В перспективе процедура предварительного информирования будет распространена на все виды транспорта – железнодорожный, морской и авиационный, – пояснил Сергей Амельянович. – В рамках «тройки» проведена огромная работа по упрощению системы подачи таможенных документов, что сразу повлияло на рост объемов перевозок. Все это позитивно сказывается на уровне доверия бизнеса, это поднимает престиж стран ТС.