Made in Belarus

Источник материала:  
27.06.2013 — Разное

Чем привлекательна Беларусь для мира и в чем наши преимущества?

Все-таки не зря в Минске и других городах нашей страны собираются крупные экономические форумы, проводятся международные фестивали и соревнования. Помимо удовлетворения чисто профессионального любопытства они крайне полезны и в плане знакомства друг с другом. Вот и прошедший недавно в Беларуси Всемирный конгресс русской прессы вышел далеко за рамки журналистской тусовки. Ведь многие наши коллеги приехали в Беларусь впервые, а значит, смогли своими глазами увидеть ее такой, какая она есть на самом деле. И что не менее ценно, увезти с собой и рассказать своим слушателям и читателям собственное, а не кем-то навязанное мнение о стране.

В кулуарах форума я повстречал своего давнего знакомого и коллегу из Алматы, главного редактора городской газеты. “Знаешь, в Беларусь невозможно не влюбиться, — охотно делился он впечатлениями от пребывания на нашей земле. — То, что я здесь увидел, меня очень порадовало. Страна чистая, ухоженная, классные дороги, развитая инфраструктура, люди приветливые, добрые, искренние — и это не скроешь, не подделаешь. У вас не дали растащить народную собственность, предприятия работают, вы буквально все производите сами — от продуктов питания и одежды до бытовой техники и автомобилей. Кстати, даже в Алматы, за 4,5 тысячи километров от Минска, на ура расходится белорусская “молочка”, а еще мебель, товары легкой промышленности. Мне кажется, у Беларуси хорошее будущее, а объединившись, вместе мы сможем сделать еще больше”.

Это мнение еще раз подтверждает простую истину о том, что сегодня на положение государства в мире, его узнаваемость не влияют, как прежде, размеры территории, отсутствие или наличие выхода к морю. А уроки всемирной финансовой бури показали, что экономика, построенная на базовых экономических ценностях —  способности обеспечить себя товарами первой необходимости, продуктами питания, одеждой, жильем, — гораздо больше защищена от всяких потрясений и неожиданностей, нежели экономика, где правят бал финансовые спекуляции, гипертрофированная роль банков, чрезмерное увлечение фондовым рынком и “игры” с акциями.

Прошли те времена, когда ООН ранжировала государства на страны первого и третьего мира, на “вечно богатых” и “вечно бедных”. Буквально на наших глазах, сломав многие стереотипы, ряд стран совершил невероятный экономический рывок. Еще лет 30—40 назад на месте нынешних сингапурских небоскребов бродили коровы и стояли деревянные лачуги без канализации. Некогда маленький болотистый островок с населением около четырех миллионов человек, импортировавший даже песок и пресную воду, сегодня по уровню доходов на душу населения превзошел США. Тайвань поставил перед собой задачу стать мировым лидером в области микроэлектроники и через три-четыре пятилетки вышел на второе место в мире по производству микроэлектронных компонентов. Подобных примеров предостаточно, но суть одна: чтобы выигрывать в жесткой конкуренции на мировом рынке, надо постоянно обновлять знания, технологии, оборудование, системы управления. Вот почему сегодня главная, стержневая идея для нашей страны — идея обновления. И в основе ее — не крушение старого, не раздача за бесценок госактивов, а приобретение нового качества экономики через привлечение инвестиций, современных технологий и менеджмента. И начинаем-то мы не с нуля, как иные государства. Беларусь, например, заслужила репутацию одной из наиболее чистых и ухоженных стран Европы. Спросите, при чем тут это? На самом деле чистота в доме, городе и стране — один из признаков собранности и мобилизованности народа. Эпоха Возрождения и экономический взлет современного Запада начались с того, что жители Флоренции, облачившись в светлые одежды, очистили от отходов и грязи улицы своего города.

У нашей страны и впрямь мощная база для роста. За годы независимости в основной капитал инвестировано около 150 миллиардов долларов. Седьмой показатель в мире! Это то, что вложено в дороги, в предприятия, в новые технологии, то есть деньги, направленные на развитие, строительство жилья, образование, медицину, а не проеденные или выведенные в оффшоры. В отличие от стран Балтии, Украины, России, Казахстана мы практически не потеряли ни одного крупного предприятия, а в значительной степени их модернизировали, и главное, сохранили рынки сбыта. Это позволило сберечь рабочие места, выполнить много социальных программ. Беларусь нынче торгует со 170 странами мира, в наши вузы приезжают учиться тысячи молодых людей из 88 стран. Между прочим, сей факт мы пока еще не до конца оценили, ведь информация и знания становятся наиболее значимым фактором производства. Пожалуй, даже более важным, чем обладание нефтью и газом. В это трудно поверить, но, к примеру, рыночная стоимость интернет-поисковика Google выше, чем весь валовой национальный продукт Украины. А выручка знаменитой Nokia примерно равна выручке российской компании “Газпром”. Вот почему вхождение Беларуси в число первых пятидесяти государств мира по индексу человеческого развития ООН (лучший показатель в СНГ) позволяет утвер-ждать, что у нас есть огромный запас прочности для укрепления своей государственности, а значит, и для упрочения  положения на мировых рынках товаров и услуг.

←Благословленные Небом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика