Дискуссии элитного клуба
Саммит “Большой восьмерки”: о сирийском кризисе, налоговом бегстве и самом большом двустороннем торговом соглашении
На два дня североирландский курортный городок Лох-Эрн стал центром большой политики. В удивительно живописном месте, хоть и обнесенном в целях безопасности колючей проволокой, встретились лидеры стран-участниц “Большой восьмерки”. В этом году основное внимание руководители уделили вопросам мировой экономики и финансов, в частности, уклонению от уплаты налогов. Но центральной темой саммита, вызвавшей самые бурные дискуссии среди участников встречи, стал конфликт в Сирии.
По традиции еще задолго до начала саммит вызвал широкий резонанс в обществе. Чего только стоили призывы хозяина нынешней встречи, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона не брать с собой в Лох-Эрн жен, которые, по его мнению, помешали бы сосредоточиться на важных вопросах. Не заставили себя долго ждать и ставшие уже традиционными манифестации противников G-8, которые накануне прошли в Белфасте, а потом переместились в другие города Европы. В основном демонстранты призывали политиков договориться и, наконец, политически разрешить сирийский кризис. Протестующие в Белфасте даже установили перед зданием местной администрации могильные камни, на которых написали: “В Сирии потеряно 93 тысячи жизней”.
Еще накануне саммита G-8 состоялись переговоры президента России и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, где Владимир Путин раскритиковал готовность ряда западных стран поддержать сирийских повстанцев. “Я думаю, вы не будете отрицать, что кровь на руках с обеих сторон. И всегда возникает вопрос, кто в этом виноват. Вряд ли стоит поддерживать людей, которые не только убивают своих врагов, но и съедают их внутренности на глазах у публики и перед камерой. И таких людей вы хотите поддерживать? Им вы хотите поставлять оружие”, — заявил Владимир Путин. На эти слова Дэвид Кэмерон ответил, что он все-таки надеется на положительный исход дискуссий и что в конце концов конфликт завершится передачей власти и мирной конференцией.
В свою очередь, на первом дне саммита “Большой восьмерки” состоялись двухчасовые и очень напряженные переговоры президентов США и России Барака Обамы и Владимира Путина. Глава Российской Федерации отметил, что решить сирийскую проблему необходимо и в ходе переговоров в Женеве. Кроме того, лидеры двух стран договорились о встрече в Москве в сентябре этого года.
Второй день работы саммита “Большой восьмерки” в Северной Ирландии главным образом был посвящен обсуждению финансовых вопросов и мировой экономике. Например, лидеры ЕС и США обсудили создание зоны свободной торговли и подписание самого большого двустороннего торгового соглашения, которое может принести странам ЕС до 160 миллиардов долларов. По словам премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, этот документ будет направлен на стимулирование экспорта и роста экономики. Руководители стран “Большой восьмерки” обсудили и налоговую проблему. На это решение повлияла целая череда скандалов и разоблачений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
Тот момент, что столь масштабные проблемы обсуждаются напрямую главами государств в рамках саммита “Большой восьмерки”, носит неоспоримо положительный характер. Однако, как считают эксперты, зачастую встречи лидеров сводятся только к дискуссиям, в то время как в отношении многих вопросов, в том числе и кровопролитного сирийского конфликта, необходимы конкретные решения.