Марш виртуозов

Источник материала:  
19.06.2013 — Разное

С чего начиналась самая эффектная войсковая рота, выступление которой сегодня заставляет зрителей замирать от восторга?

Сегодня любое торжество, связанное с Вооруженными силами страны, сложно представить без яркого, запоминающегося выступления роты почетного караула (РПК). Порой дух захватывает от всех тех “па”, которые с невероятной виртуозностью перед глазами десятков тысяч людей выполняют словно сошедшие с картинки солдаты. А ведь потрясающему плац-параду — венцу воинской строевой выучки — предшествует изнурительная и кропотливая работа не только солдат-срочников, но и офицерского состава. Об истоках традиций и о тех временах, когда офицеры роты ночами сидели, склонившись над листом бумаги и в прямом смысле слова рисовали каждое движение участников плац-концерта, согласился рассказать командир самой первой роты почетного караула Вооруженных Сил Республики Беларусь, нынешний начальник факультета по подготовке иностранных военнослужащих Военной академии, заместитель начальника академии (по международному сотрудничеству) полковник Константин Чернецкий.

Династия

— Константин Витальевич, прежде чем заводить разговор о становлении роты почетного караула и о ее первом командире, хотелось бы выяснить — как этот командир вообще попал на службу в Вооруженные Силы Беларуси?

— Я родился в Ташкенте, в семье военнослужащих. В это время отец уже отслужил срочную службу, поступил в танковое училище. Дед по материнской линии был летчиком, по линии отца — врачом, воевавшим на двух войнах. Все дядья — также военные, офицеры. В таких условиях о гражданской профессии у меня и мыслей не возникало! После окончания школы посоветовался с отцом и решил “штурмовать” самое престижное учебное заведение Советского Союза — Московское общевойсковое командное училище.

— Но с ротой почетного караула вы “встретились” позже, не так ли? Кто кого “нашел”?

— Первое знакомство если не с самой ротой, то с ее традициями произошло еще во время учебы. Дело в том, что курсанты московского училища всегда соревновалось с общевойсковым командным училищем ленинградским, в том числе в спорте и в строевой подготовке. Если в отдельных видах спорта, например в лыжном, мы уступали конкурентам, то в строевой подготовке по праву считались лучшими. У нас были свои многолетние традиции, которые передавались от старшего поколения к младшему. А ведь все выступления РПК основаны именно на строевой подготовке, которую лично я знал в совершенстве.

Знакомьтесь — ваша рота!

— А при каких обстоятельствах вы стали непосредственным командиром роты почетного караула?

— В результате стечения обстоятельств после окончания училища дальнейшую службу я продолжил в Краснознаменном Белорусском военном округе — в 120-й гвардейской мотострелковой дивизии, в ее 339-м мотострелковом полку. Через некоторое время у независимого белорусского государства появилась необходимость в создании воинского подразделения, которое отвечало бы за торжественные мероприятия по приему высоких гостей, выставлению почетных караулов, возложению венков и выполнению прочих воинских ритуалов.

Был объявлен конкурс на замещение должности командира роты. Когда предложили в нем поучаствовать, я согласился. Сложилось так, что в мае 1995 года, после успешного завершения собеседований, меня посадили в машину и привезли на плац, где была выстроена рота почетного караула, командиром которой я был назначен. Дескать, знакомься! А задача была поставлена довольно сложная: в течение полугода показать первые результаты.

Парад перед зеркалом

— Кстати, о методике строевой подготовки. Кто придумывал и продолжает придумывать все те движения, которыми солдаты РПК неизменно удивляют зрителей на плац-концертах?

— У нас была очень интересная методика обучения солдат. Вообще каждый солдат, вне зависимости от рода войск, в которых он служит, обязан знать основные приемы, которые отражены в строевом уставе — как совершить равнение или поворот, взять оружие на караул и так далее. Так и мы за основу взяли временный белорусский устав и устав СССР. В проекте программы боевой подготовки солдат из РПК основной уклон сделали в сторону именно строевой, хотя и не в ущерб всем тем знаниям, которые положено усвоить обычному мотострелку.

— А сами вы можете повторить все те движения, которые удаются солдатам из роты почетного караула?

— В любой момент! Эта наука осталась на всю жизнь. Я не удивлюсь, если сегодня “рисунок” плац-концерта сначала моделируется с помощью компьютерной техники. А тогда, помню, сидел ночами перед листом бумаги и набрасывал “рисунок” выступлений, прорисовывал каждое движение, каждый жест солдат с помощью обычного карандаша. Мало того, офицеры у личного состава служили лучшим примером для подражания. Для того чтобы подчиненный тебя уважал, нужно все делать не хуже, чем он.  Попав в РПК, я вместе с остальными офицерами становился в один строй с солдатами-срочниками, учился вместе с ними. А сколько часов я провел перед зеркалом, делая упражнения по строевой подготовке и решая, насколько эффектно будет смотреться тот или иной жест, и сосчитать сложно!

Тяжела ли служба “артиста”?

— Некоторые люди считают, что такая воинская служба не может сделать из юношей мужчин. Дескать, готовят каких-то артистов.

— Страшное заблуждение! Желающих попасть в РПК огромное множество, да вот удается это не всем. Сначала изучаются личные дела призывников, затем оценивается их внешний вид и состояние здоровья. Но очень многие из призывников, которые имеют шанс попасть в почетную роту, срезаются именно на физической подготовке. Некоторые ломаются уже в первые недели службы и переводятся в другие части. Например, для того чтобы несколько часов неподвижно простоять на плацу при любых погодных условиях, нужна колоссальная выносливость. А работа с тяжелым карабином требует впечатляющей силы рук, общей координации движений и внимания. Стоит добавить, что помимо строевой подготовки срочники и РПК на протяжении службы выполняют все задачи, стоящие перед обычными рядовыми мотострелками.

Чувство выполненного долга

— Константин Витальевич, продолжаете ли вы следить за успехами роты почетного караула на современном этапе? Что изменилось?

— РПК — мое детище. Разумеется, мне интересно, как рота развивается сегодня. В первую очередь мне нравятся нынешние офицеры, которые командуют подразделением. Сразу видно, что качество их подбора вышло на другой уровень. Они все более стройные, симпатичные, живые. У таких людей есть рвение к творчеству. В отличие от тех, кто начинал формировать роту, нынешнее командование может уделить больше времени дальнейшему развитию навыков солдат. Они постоянно придумывают новшества, успешно демонстрируют их на плац-концертах. Значит, РПК продолжает развиваться, она жива, а это радует и дарит ощущение честно выполненного долга.

Не могу нарадоваться также на внешний вид нынешнего рядового роты почетного караула. Сегодня у них есть то, чего очень не хватало нам, — удобное, красивое и отлично продуманное обмундирование. Например, сегодня солдаты выступают в белых кожаных перчатках, в которых удобно держать оружие. У нас же перчатки были матерчатые, из них карабин или шашка могли выскользнуть.

На более высокий уровень шагнула сложность всех элементов программы. Нынешние солдаты так лихо управляются с шашками, карабинами, что нам, старикам, остается только по-хорошему позавидовать.

— Как относятся военнослужащие других частей к солдатам роты почетного караула? Уважают ли их?

— Сегодня солдаты РПК живут на территории одной из воинских частей, постоянно общаются с сослуживцами. При приезде в любую из воинских частей им оказывается содействие. Никто не смотрит на срочников РПК как на артистов. Они такие же солдаты, которые честно выполняют свой долг и в случае необходимости полностью готовы защищать страну и ее граждан с оружием в руках.

←Филин — из бегоний, осьминог — из пластиковых бутылок

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика