Туристический вектор

Источник материала:  
18.06.2013 — Разное

Когда Августовский канал не будет разделять граница и чего ждут туристы от агроусадеб?

Гродненщина — регион с богатейшим туристическим потенциалом, который базируется на уникальном историко-архитектурном и природном наследии. Здесь сохранилось более полутора тысяч памятников истории культуры. Среди них объекты, имеющие мировую ценность: замковый комплекс “Мир” и Дуга Струве. В регионе находится и часть Национального парка “Беловежская пуща”, который решением ЮНЕСКО тоже включен в Список всемирного наследия человечества.

Зельва, Новогрудок, Волковыск, Мир, Слоним... В какой бы уголок Гродненщины ни привели туристские маршруты, здесь есть что увидеть. Выгодное географическое положение области, общая граница с Польшей и Литвой содействуют развитию внутреннего въездного и трансграничного туризма. Наиболее привлекательной территорией для вложения инвестиций в эту перспективную сферу является Августовский канал, один из самых популярных туристических маршрутов страны, тон развитию туризма задает самобытное Гродно, претендующее на статус города-музея под открытым небом. Сегодня к приграничному региону, обладающему такой исторической, природной и культурной сокровищницей, в плане развития туризма привлечено внимание всей страны.

“Туристская отрасль признана одной из приоритетных отраслей экономики, способной создавать новые рабочие места и вносить весомый вклад в пополнение бюджета региона. Гродненщина, которая ставит перед собой цель полнее использовать наш туристический потенциал, открыта для инвестора”, — считает председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро.

На велосипедах и байдарках

Общей достопримечательностью Гродненщины и соседней Польши является Августовский канал, соединяющий реки Вислу и Неман, что дает возможность путешествовать водным путем из Западной Европы в Россию или вокруг северных стран Европы. В реконструкцию канала были вложены большие средства, сейчас стоит задача максимально задействовать его потенциал. С целью привлечения инвестора в развитие инфраструктуры этого значимого в масштабах страны объекта указом Президента был создан специальный туристско-рекреационный парк “Августовский канал”, на территорию которого распространяется льготный налоговый режим СЭЗ “Гродноинвест”. Сегодня это наиболее привлекательная площадка для развития туризма в Гродненской области. Недавно на территории парка была создана туристическая компания РУП “ГродноТурИнвест”, которая предлагает широкий спектр туристических услуг и готова сотрудничать с белорусскими и иностранными партнерами.

Канал — идеальное место для развития водного туризма. Он уже используется любителями такого активного отдыха благодаря соответствующему белорусско-польскому соглашению. Однако потенциал далеко не исчерпан. Учитывая тот факт, что в Европе увлекаются водным туризмом более пяти миллионов человек, можно говорить о большом количестве наших потенциальных туристов. Сегодня обсуждаются перспективы создания новых совместных маршрутов со странами-соседями, размещение соответствующей инфраструктуры туризма по обе стороны границы, увеличение количества погранпереходов, упрощение прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов и т. д.

В текущем году планируется открыть водный туристический маршрут Гродно — Друскининкай по Неману, который свяжет Гродно с Литвой. Предполагается приобретение нескольких катеров на воздушных подушках для совершения турне по Неману вплоть до впадения реки в Балтийское море.

Велосипедный туризм является одним из популярных способов путешествий по городам и странам, все активнее развивается он и на Гродненщине, причем не только внутри региона. Есть идеи объединить Гродно и Друскининкай с помощью велосипедных дорожек, тем более что велосипедный маршрут заканчивается в четырехстах метрах от государственной границы с Беларусью. Уже разработана сеть велодорожек в гродненском лесном массиве Пышки с выходом на белорусско-литовскую границу. Соответствующий проект международной технической помощи проходит процедуру национального одобрения. Он будет финансироваться из средств Евросоюза и городского бюджета.

У Гродно появится бренд

Все дороги ведут в Гродно. В королевский город турист, в принципе, может попасть разными путями: прийти, приехать, приплыть и прилететь. Эксперты утверждают, что основной аспект, которого не хватает для турпотока, — это упрощение визового режима. Пока же Гродно, став столицей масштабнейшего в стране праздника — Республиканского фестиваля национальных культур, набирается опыта приема многочисленных гостей.

Если театр начинается с вешалки, то город — с гостиницы. Следует заметить, что гостиничный сервис приграничного Гродно хоть и не достиг желаемого размаха, но уже вышел на достойный уровень. Гостей сегодня принимают такие трехзвездочные отели, как “Турист”, “Семашко”, “Славия”, “Неман”, в их распоряжении “Кронон Парк Отель”, принадлежащий к разряду “бутик-отель”, и гостиница “Беларусь”. Таким образом, единовременно гостиницы Гродно смогут разместить более восьмисот человек. И они не пустуют. В планах — впустить гостиничный бизнес, в том числе частный, в так называемое “старое Гродно”, с условием сохранения историко-архитектурной ценности зданий. Потенциальный инвестор рассматривает также перспективу открытия в историческом центре города кафе, которых пока в Гродно недостаточно.

Достопримечательности мало просто иметь, важно их правильно преподнести. В одном из самых привлекательных в плане историко-культурного наследия областных центров Беларуси стоит вопрос обозначения туристических объектов, и в первую очередь установки туристических указателей.

— Сейчас прорабатываются новые решения для обозначения въездов в областной центр. Подготовлен эскизный вариант, более информативный и привлекательный, чтобы заинтересовать автомобильных туристов и проезжающих транзитом. Акцент будет сделан на установке туристических указателей на вокзалах, в центральной части города. Также в ближайшее время в Гродно будет обозначено еще порядка десяти историко-культурных объектов, для чего изготавливаются специальные доски. Они появятся на пяти туристических стоянках, обустройство которых ведется в центре Гродно. Рассматривается и вопрос размещения здесь туристических карт, — рассказал начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского горисполкома Руслан Красичков.

Возможно, уже к очередному Республиканскому фестивалю национальных культур у Гродно появится свой бренд. Задача по его разработке поставлена перед городской администрацией, к обсуждению идей для бренда призваны и жители города. Как сообщил Руслан Красичков, необходимо разработать логотип и фирменный стиль города, определить цветовые гаммы, музыкальное сопровождение и т. д., что будет использоваться далее повсеместно: от открыток до общественного транспорта. Бренд Гродно должен эффективно работать на пропаганду города, презентацию его потенциала, в том числе способствовать его экономическому развитию, повышать популярность и престиж на международном уровне. Доработать идеи с учетом предложенной гродненцами концепции и провести работу по продвижению бренда, скорее всего, будет предложено зарубежным специалистам, профессионалам территориального брендинга.

— Как правило, зарубежные гости видят город по-своему и выделяют часто его другие стороны, нежели те, на которые считают нужным сделать акцент гродненцы. Поэтому специалистам предстоит найти золотую середину, — сказал Руслан Красичков.

Сельский бизнес

Гродненщина была в числе первых регионов страны, где получило активное развитие такое направление, как агроэкотуризм. Сейчас в области создано 257 агроусадеб, задают тон Гродненский и Лидский районы. За прошлый год, по официальным данным, агроусадьбы приняли 36 840 человек.

— Кроме белорусов в агроусадьбы региона наиболее активно едут россияне, литовцы, украинцы, поляки. Следует заметить, что людей сегодня интересует не просто отдых в сельской местности, а так называемый событийный туризм: национальные обряды, традиции, знакомство с особенностями местности и т. д. В этом направлении уже начинают работать многие наши усадьбы, — замечает начальник управления физкультуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаил Кажуро.

Гродненская область в числе двух регионов Беларуси получила поддержку на развитие агроэкотуризма на международном уровне в рамках проекта USAID “Местное предпринимательство и экономическое развитие”, реализуемого ПРООН. Национальной исполняющей организацией проекта является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. Одна из его целей — объединить разрозненные агроусадьбы в туристические дестинации и оказать им содействие. В частности, предусматривается финансирование местных инициатив по устойчивому развитию малого и среднего агротуристического бизнеса. Недавно участники проекта и эксперты в рамках общенациональной акции “День открытых дверей в агроусадьбах Беларуси” побывали в Гродненском районе.

— На примере усадеб, которые мы посетили, удалось отследить разные этапы становления агротуристического бизнеса. Перед нами открыли двери хозяева, которые делают первые шаги в этом направлении, им еще многому следует научиться. В то же время пример некоторых усадеб убеждает в том, что и этот бизнес может и должен быть успешным, — заметил национальный координатор проекта, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин.

В мире ежегодно путешествуют около семисот миллионов человек, при этом около тридцати процентов из них предпочитают сельский туризм. По данным Всемирной туристской организации, агроэкотуризм — один из наиболее динамично развивающихся сегментов с годовым приростом 15—20 процентов. Гродненщине с ее уникальным потенциалом самой природой велено открыть двери для туристов.

 Мнение

Анатолий МАРКЕВИЧ, председатель Новогрудского райисполкома:

— Думаю, что туризм займет очень хорошую нишу в экономике Новогрудчины, потому что это особый привлекательный край со своей значимой историей и особенными традициями, это колыбель многих выдающихся личностей. Достаточно сказать, что Новогрудок был столицей Великого Княжества Литовского. Объектов, имеющих статус историко-культурных ценностей, только в самом городе 65 — больше, чем в любом другом райцентре Гродненщины. Нам достались в наследство и два замка — Новогрудский и Любчанский. Поэтому сегодня к нашему району очень большое внимание, туристы приезжают из самых разных стран, и мы этому рады. Такой интерес подталкивает нас к развитию необходимой инфраструктуры. Нужно уделить туристу максимальное внимание, предоставить такой перечень услуг, чтобы он остался отдыхать здесь.

В настоящее время в Новогрудке ведутся работы по строительству гостиницы “Европа”, в целом развивается гостиничный бизнес. Мы не намерены строить огромные отели, они не для райцентра, ставка будет сделана на небольшие частные гостиницы. Считаю, что такой подход оправдает себя. К слову, в настоящее время в стадии завершения находится подготовка документов на продажу двух объектов в исторической части города под гостиничный комплекс, а в дальнейшем будет продолжен процесс подготовки пакета документов на продажу еще двух объектов.

Сама природа сделала нашей земле уникальный подарок — озеро Свитязь, которое притягивает людей в любое время года, а летом особенно. Чтобы сохранить эту жемчужину и упорядочить туристический поток, было принято решение о создании специального предприятия, функции которого заключаются в организации досуга и наведении порядка на территории, прилегающей к озеру, а также организации здесь необходимой инфраструктуры. Все более значимым центром развития зимних видов спорта, а соответственно, привлечения туристов, становится наш спортивно-биатлонный комплекс в деревне Селец. В перспективе здесь появится искусственное озеро, будет создана хорошая база отдыха с гостиницей и кафе.

Планы по развитию разных направлений туризма Новогрудчина строит большие, ведь это одна из перспективных и доходных сфер деятельности.

Ян ВАСИЛЕВСКИЙ, председатель Гродненского райисполкома:

— Гродненский район обладает достаточными ресурсами и потенциалом для развития различных видов туризма — культурного, этнографического, сельского, экологического. Само расположение района выгодно для организации туристской деятельности, оно способствует не только увеличению количества транзитных туристов, но и целенаправленному приезду посетителей с познавательными, деловыми целями.

На нашей территории, к примеру, находится 5 заказников государственного значения. Сама природа благоволит развитию агроэкотуризма. Я считаю, что это одно из перспективных направлений туристической сферы. И сегодня район является одним из самых богатых на агроусадьбы — у нас их 75. За минувший год на территории Гродненского района было принято 10 275 агроэкотуристов. За оказание услуг в этой сфере было заработано 2,2 миллиарда рублей. Решением Гродненского районного исполнительного комитета создана рабочая группа по вопросу развития агротуризма на территории района. Кстати, выполнение прогнозных показателей по экспорту туристических услуг за январь — март текущего года составило около 132 процентов, в сумме это 660 тысяч долларов.

Безусловно, развитие туризма напрямую связано с развитием соответствующей инфраструктуры. Для обслуживания туристов мы уже имеем четыре ресторана, двенадцать кафе, пять баров, пять столовых и одиннадцать предприятий, оказывающих услуги гостиниц, но это, конечно, не предел. Привлекаем туристов новыми маршрутами, которых только в прошлом году добавилось три. С целью реализации проекта международной технической помощи в рамках европейской программы “Польша — Беларусь — Украина: коммуникации без границ — создание туристско-информационной сети” в минувшем году в городском поселке Сопоцкин открыт туристический информационный центр. Решением Гродненского райисполкома также был открыт Гродненский районный центр туризма и краеведения в деревне Рыбница. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы устойчивого развития села на 2011—2015 годы в нашем районе осуществляется реализация инвестиционного проекта “Строительство многофункционального оздоровительного комплекса “Святск”, принадлежащего ОАО “Санаторий “Озерный”.

←Миндаль в сладкой рубашке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика