Жили-были аз, буки и веди

Источник материала:  
30.05.2013 — Разное

24 мая весь славянский мир отметил 1150-летие нашей письменности. Именно в 863 году братьями Кириллом и Мефодием из Солуни была создана славянская азбука. Насколько достоверен отсчет и кем на самом деле были святые братья – об этом рассказывает историк, доцент РГГУ, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин Евгений ПЧЕЛОВ.

– Кем все-таки были Кирилл и Мефодий по национальности? Об этом много спорят и выдвигают разные версии, и многие славянские страны считают их «своими»…

– Согласно письменным источникам, Кирилл (Константин) и Мефодий (Мефодий был старшим братом, а Константин – младшим) родились в византийском городе Фессалоника (ныне Салоники на территории Греции в провинции Македония). Их отец Лев служил в византийском войске, о матери (в поздних источниках она названа Марией) практически ничего неизвестно. По отцу они были, скорее всего, греками, а мать, возможно, была славянкой. Во всяком случае, славянскую, как и греческую, речь они слышали с детства.

– Существовала ли какая-то письменность или ее подобие у славян до той, что была создана солунскими братьями?

– Славянская письменность была создана братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием в начале 860-х годов у западных славян. Известны две славянские азбуки – кириллица (на основе которой, в частности, сформировался и современный русский алфавит) и глаголица. Обе азбуки были созданы искусственно, с совершенно конкретными целями – ведения богослужения и перевода священных книг на славянский язык. В науке существовало немало предположений о том, была ли у славян какая-либо письменность до миссии Кирилла и Мефодия, однако никаких реальных ее следов до сих пор не обнаружено и вряд ли будет когда-либо обнаружено. О начальной истории славянской письменности рассказывает прежде всего болгарский автор – черноризец (то есть монах) по имени Храбр на рубеже IX–X веков в своем произведении, которое условно называется «Сказание о письменах». В нем Храбр пишет, что «прежде убо словене не имеху писмен (в других вариантах текста – книг), но чертами и резами чтеху и гатааху, погани суще». То есть, когда славяне были язычниками, они не имели книг, а чертами и резами считали и гадали: чертами (черточками) считали, а резами (вырезанными знаками, подобно скандинавским рунам) гадали. Иными словами, существовали некие знаки, использовавшиеся для счета и гадания, но, конечно, считать их сложившейся письменной системой невозможно.

Тем не менее некоторые исследователи (в основном по идеологическим соображениям, стремясь оторвать происхождение славянской письменности от истории христианства) писали о древнем славянском письме в виде «черт и резов» и даже предполагали, что сами славянские азбуки возникли из этого мифического «письма» эволюционным путем. Однако еще раз повторю, никаких реальных «остатков» этих или подобных письмен у славян не обнаружено. Позднее, по сказанию Храбра, когда славяне крестились (речь идет о моравах или болгарах), «то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка (без устроения)», то есть примерно так, как если бы мы сейчас написали имя «Коля» латинскими буквами – Kolya. Это свидетельство Храбра подтверждается наличием так называемых «Фрейзингенских отрывков» – рукописи второй половины X века, которая содержит тексты молитв на славянском языке, записанных латинскими буквами. Затем в своем сказании Храбр повествует уже о деятельности Кирилла и Мефодия. Таким образом, собственной письменности до Кирилла и Мефодия у славян не было.

– Кирилл и Мефодий создали письменность для старославянского языка. Что это был за язык?

– Это македонский диалект древнеболгарского языка, то есть тот язык, на котором говорило славянское население Салоник (Солуни), откуда родом были Кирилл и Мефодий. Старославянский язык таким образом относится к южнославянским языкам. Во времена Кирилла и Мефодия он был понятен славянам и Моравии (а именно в Моравии и была создана славянская письменность), и Болгарии, и других стран. Старославянский язык стал языком славянской церковной службы, причем православного богослужения. Со временем он вобрал в себя влияния живых, разговорных славянских языков. В настоящее время старославянский язык существует в виде церковнославянского языка и продолжает использоваться в богослужении, например, Русской православной церкви. Когда христианство пришло на Русь, вместе с ним пришел также и старославянский язык.

– Но ведь между тем на Руси уже существовал свой язык?

– Да, он еще условно называется древнерусским. Он был языком повседневного общения. Кириллическая письменность использовалась и для старославянского, и для древнерусского языков. На Руси была ситуация своего рода «двуязычия» – был древнерусский язык, на котором разговаривали, и старославянский, на котором шла церковная служба. Различия между этими языками не очень велики, но заметны. На основе древнерусского языка со временем возник современный русский язык, а церковнославянский остался языком богослужения.

– Что легло в основу славянских азбук – кириллицы и глаголицы?

– Какую из них создали Кирилл и Мефодий, а какую – их ученики, точно сказать нельзя. Сейчас большинство ученых полагают, что Кирилл и Мефодий создали глаголицу, а кириллицу разработали их ученики несколько позже уже в Болгарии. Через Болгарию славянская письменность пришла вместе с христианством и на Русь. В основе кириллического алфавита лежал греческий, которым пользовались в Византии. Для передачи некоторых звуков были использованы буквы древнееврейского письма, и целый ряд букв был создан заново, поскольку буквенных соответствий звукам славянской речи в этих алфавитах не было. Так что у кириллицы как бы три источника. А вот графический прототип глаголицы до сих пор однозначно не определен.

– С чем было связано то, что в некоторых странах славянского мира все же укрепилась латиница, а не кириллица?

– Это было связано с церковной юрисдикцией этих стран. Славянская письменность сформировалась в Моравии – государстве, находившемся на территории современной Чехии (и не только Чехии), то есть у западных славян. Однако возникла она в очень сложной конфессиональной обстановке. В Моравии сильны были позиции латинского духовенства соседнего Восточно-Франкского королевства (то есть, по сути, будущей Германии), к церковной юрисдикции которого относилась и Моравия. Это духовенство использовало латинский язык и не признавало права богослужения на славянском. После смерти Мефодия (Кирилл скончался еще раньше) латинское духовенство в Моравии взяло верх, и ученики Кирилла и Мефодия вынужены были перебраться в Болгарию, где славянская письменность и получила возможность для дальнейшего развития. Впоследствии у православных славян закрепилась кириллица, а там, где сильно было влияние католичества, распространилась латиница, приспособленная для славянских языков, как в Польше или Чехии.

– Что бы могло привлечь большее внимание общественности к празднованию этой значимой даты?

– Осознание того, что славянская письменность – бесценное культурное наследие, объединяющее многие славянские (а теперь и неславянские) народы и являющееся основой в том числе и русской культуры. Пока мы не поймем, что это важнейший фундамент всей нашей культуры, не будет и адекватного восприятия этого праздника. В этом году исполняется 1150 лет славянской письменности, а кто вспоминает об этом в современной России? Все это мне напоминает полное забвение другого великого просветителя России – Ивана Федорова, чей памятник в Москве находится в позорно ужасающем состоянии. Маленькая темная фигурка этого великого человека, посвятившего жизнь служению славянскому, русскому письму, благодаря которому мы держим сейчас в руках напечатанные русским алфавитом книги, съежилась на фоне блистающих витрин бутиков и магазинов автомобилей – например, с огромной надписью «Феррари» метровыми латинскими буквами. И это все в самом центре Москвы – вот он, позор для русской культуры и яркое свидетельство современного беспамятства.

←Быль сказочной страны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика