Водитель для Венесуэлы
Куда поведет латиноамериканскую страну ее новый лидер?
Нешуточные страсти, разгоревшиеся в Венесуэле после апрельских президентских выборов, заставили Национальную избирательную комиссию пойти на пересчет голосов. Сенсации не случилось, и победа по-прежнему за Николасом Мадуро (на фото), который опередил своего конкурента Энрике Каприлеса с минимальным преимуществом в 1,7 процента. Впрочем, настоящие испытания властью для нового венесуэльского лидера, судя по всему, только начинаются. Еще до начала президентской гонки 51-летний Николас Мадуро пообещал Уго Чавесу не предавать идеалов боливарианской революции и основ социализма. И теперь ему придется сильно постараться, чтобы оправдать не только доверие команданте, но и надежды своих избирателей.
От бас-гитары до политики
Мадуро всегда был кумиром бедняков. Судьба бывшего водителя городского автобуса, оказавшегося на вершине власти, стала для них воплощением венесуэльской мечты. И хотя представители оппозиции уверяли, что шофер не способен справиться с президентскими обязанностями, сам Мадуро отмечал, что не стесняется своей прежней профессии и даже гордится тем, что «не нежился с детства в золотой колыбельке».
В школе сын профсоюзного лидера увлекался рок-музыкой, был фанатом Rolling Stones и Led Zeppelin. «Он играл на бас-гитаре в школьной группе Enigma, — вспоминает один из одноклассников Николаса. — Но делал это плохо: слуха ему недоставало.» В общем, с мечтой покорить музыкальный олимп пришлось расстаться. А вот политическая карьера будущего президента складывалась куда более успешно. Он с приятелем стал ездить на окраину города — в политкружки, учрежденные Социалистической лигой. «На собрании он произнес речь о правах учащихся и тому подобных вещах. Он говорил немного и не призывал собравшихся к действию, но то, что он говорил, всегда брало за душу», — вспоминает Гризель Рохас на страницах The Guardian.
Выбор на всю жизнь
С выбором профессии Мадуро долго не раздумывал. Он становится водителем автобуса и по совместительству лидером профсоюза. Кстати, в прошлом году Мадуро лично водил автобус, на котором Чавес во время предвыборной гонки разъезжал по стране. А познакомились оба политика еще в 1992 году, когда Чавес по обвинению в мятеже угодил за решетку. Помогая ему, Мадуро обрел личное счастье — нашел невесту: его будущая супруга Силия возглавляла команду юристов, два года добивалась и в итоге добилась помилования Чавеса.
Когда Чавеса впервые избрали на президентский пост, Мадуро вошел в специальную комиссию по составлению проекта новой конституции. Затем он был избран в Национальное Собрание, а впоследствии стал спикером парламента. Там Мадуро ввел правило штрафовать депутатов за опоздания. Те в отместку прозвали его «профессор Жирафалес» — в честь героя мексиканского сериала El Chavo del Ocho, достававшего студентов дурным характером. Несмотря на критику, Мадуро смог выправить трудовую дисциплину в парламенте, признает экс-секретарь дисциплинарной комиссии Мирна Леаль.
«Полицейская революция»
Вскоре Мадуро становится министром иностранных дел Венесуэлы. Дипломаты хвалили его за легкость в общении и уважительно отзывались о нем как о мудром политике и умелом переговорщике. «Он самый спокойный и наименее обидчивый из всех высокопоставленных чиновников, с кем я имел дело», — цитирует The Christian Science Monitor одного из европейских чиновников. Впрочем, при случае Мадуро способен постоять и за себя, и за свою страну. Буквально на днях он резко высказался в адрес Барака Обамы, назвав его «предводителем бесов» в ответ на отказ главы США признавать законность избрания Мадуро на пост главы государства.
Сложно сказать, помогут ли эти качества новому венесуэльскому лидеру на его посту. Очевидно одно: испытания ему предстоят нелегкие. Несмотря на то, что за время правления Чавеса уровень бедности в Венесуэле снизился с 70 до 20 процентов, сами венесуэльцы не скрывают, что низкий уровень жизни, безработица породили острую криминогенную ситуацию в стране.
С наступлением темноты большая часть городских жителей предпочитает не покидать своих домов, опасаясь не столько ограбления, сколько гибели от бандитской пули. Нередки похищения людей с целью выкупа. Этим вовсю пользуются оппозиционные СМИ. Правда, при этом они особо не утруждают себя анализом статистики, указывающей на то, что самые криминогенные страны в регионе — это Мексика, Гватемала, Гондурас, то есть те, где США напрямую «укрепляют демократию». Тем временем Николас Мадуро объявляет о начале «полицейской революции», решив привлечь к борьбе с преступностью военнослужащих.
Задачи на завтра
Не менее остро стоит проблема социальных и экономических реформ. Обладая огромными запасами нефти и газа (с 2010 года Венесуэла занимает первое место в мире по размеру доказанных запасов нефти), страна с незапамятных времен привыкла жить за счет импорта. К примеру, порядка 85 процентов продовольствия завозится из-за границы. Но в последнее время внешнеторговая цепочка стала давать существенные сбои. И если в Каракасе ситуация с дефицитом товаров еще терпимая, то в глубинке их список постоянно удлиняется. В итоге во время первой зарубежной поездки по странам Южной Америки президент Венесуэлы вынужден договариваться с коллегами о поставках продовольствия. При этом Николас Мадуро жестко пообещал приструнить тех, кто пытается «саботировать, устраивать заговоры против социалистической родины и лишить страну продуктов питания».
Мало кто из экспертов сомневается в том, что новый президент Венесуэлы продолжит социальные преобразования, даже если это будет происходить в ущерб экономике страны. Мадуро является одним из главных сторонников программы субсидирования продовольственных магазинов, которая позволяет снизить цены на продукты питания. «Мы по-прежнему будем вкладывать нефтяные доходы в создание бесплатной медицины и образования, — отмечает венесуэльский лидер, — несмотря на желание буржуазии приватизировать эти отрасли. Мы создали самое эгалитаристское общество в Латинской Америке и не станем отказываться от своих достижений.»
В поисках альтернативы
Однако если Мадуро как представитель левого крыла чавистской партии решит взвинтить темпы социальных реформ, это может привести к серьезным противоречиям внутри правящей элиты, считают эксперты. Умеренные социалисты и военные и так с большим подозрением относятся к преемнику Чавеса. Тем более что окружение нового президента настаивает на дальнейшей национализации предприятий, а это может напрямую затронуть интересы высокопоставленных военных.
— Не следует забывать и о том, что левые идеи по-прежнему очень популярны в Латинской Америке, — говорит профессор политических и международных исследований Центрального университета Венесуэлы Хесус Мануэль Сильва. — Многие латиноамериканские правительства отдали свои природные богатства на обогащение США, что привело к обнищанию народа и дало стимул к поискам альтернатив. Старые левые социалисты Латинской Америки копировали худшие положения догм СССР и поэтому потерпели поражение. Политика же Чавеса и новых социалистов оказалась более успешной — в первую очередь из-за того, что объединила различные слои общества идеями патриотизма и социальной интеграции.
Выгодное партнерство
Перед президентскими выборами в Венесуэле многие в Беларуси задавались вопросом, как изменится политика Каракаса в отношении нашей страны и какой будет участь совместных проектов в Венесуэле. Пожалуй, лучший ответ на него дал сам Мадуро. В мае он лично посетил белорусско-венесуэльский завод строительных материалов с внушительной делегацией министров и пообещал профинансировать строительство второй линии завода для производства керамических плит.
Совместная добыча нефти и газа, проекты по сборке МАЗов и тракторов, создание сервисных центров по обслуживанию белоруской техники, строительство жилых комплексов и агрогородков, газификация жилых районов, поставки продовольствия — и это еще не полный перечень сфер, по которым сотрудничают наши страны. Самое главное, что такое партнерство выгодно обеим сторонам, что подтверждает Чрезвычайный и Полномочный Посол Венесуэлы в Минске Америко Диас Нуньес: «Политика президента Чавеса будет продолжаться. Это означает и курс на стратегическое партнерство с Беларусью. Мы абсолютно уверены, что не будет никаких шагов назад, наоборот, наше сотрудничество только расширится».