Академия в ожидании президента…

Источник материала:  
23.05.2013 — Разное

Ситуация в российской науке – одна из наиболее обсуждаемых проблем последних лет. Уже много лет Российская академия наук борется за сохранение и развитие научного потенциала страны, доказывая, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». В скором времени в жизни академии грядут серьезные перемены, от которых будет зависеть вектор развития не только ее самой, но и всего российского научного сообщества в целом. 29 мая состоятся выборы президента Российской академии наук. В преддверии этого знаменательного события академики из числа кандидатов – Жорес Алферов и Владимир Фортов – встретились с журналистами на площадке РИА «Новости», где рассказали о своем видении будущего российской науки и родной академии.

Жорес Алферов

 СПРАВКА

Жорес Иванович Алферов – вице-президент Российской академии наук, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН (СПБНЦ РАН), лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года, ректор Академического университета РАН.

Наука и бизнес

Одна из главных проблем академии сегодня – невостребованность наших научных результатов в экономике. Необходимы в первую очередь возрождение и расширение высокотехнологичного сектора экономики, тогда мы слезем с так называемой сырьевой иглы. При этом очень важно, чтобы высокие технологии шли именно в сырьевой сектор – таким образом легко увеличить доходы этого сектора и использовать его для дальнейшего развития высоких технологий. Сегодня стоит непростая задача – заставить бизнес заниматься высокими технологиями. Увы, сегодня бизнес у нас думает только о быстрых деньгах. Поэтому чрезвычайно важно создание стартап-компаний при академических институтах и университетах. Мы должны в нашей системе образования создавать образовательно-технологические центры и привлекать к работе с ними наши бизнес-компании, занимающиеся технологическим бизнесом.

О «Сколково»

Я считаю, что Сколковский проект имеет смысл продолжить, но при одном условии – значительно усилив научно-образовательный и научно-идеологический аспекты этого дела. «Сколково» может и должно стать новым идеологическим центром, где будут реализовываться новые идеи в области образования и науки. И ни в коем случае нельзя допускать его превращения в некую офшорную зону внутри страны. Имеющуюся там спекуляцию нужно карать так же жестко, как и везде.

Об академических университетах

Академический университет – это экспериментальная площадка для новых направлений образования, подготовки высококвалифицированных специалистов в самых перспективных областях науки и технологий.

Учитывая вступающий в действие новый закон об образовании, особое значение академические университеты приобретают для сохранения и развития аспирантуры в академических институтах, позволяя успешно решать задачи специального и одновременно широкого образования в аспирантуре. В Санкт-Петербурге создан Академический университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Этот университет был сформирован на основе Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе. Я считаю необходимым создавать академические университеты во всех основных научных центрах Российской академии наук.

О молодежи в науке

Чрезвычайно важно поднять престиж науки в глазах молодого поколения. А значит, нужно активно поддерживать молодых специалистов – создавать условия для их научного роста, освобождать для них места, вводить специальные вакансии для начинающих ученых, чем сегодня активно занимается академия, различные премии, создавать советы. Что касается руководства в науке, то здесь, я считаю, нужно очень хорошо сочетать лучшие силы и старших, и молодых. Академик Скрябин сказал когда-то: «Когда наукой руководит только старшее поколение – это трагедия. А когда только молодежь – это комедия».

О связи наук

Будущее, на мой взгляд, за синтезом физики, математики, биологии, медицины и, конечно же, наноматериаловедением. Мой коллега Роджер Корнберг очень точно сказал, что современные лекарства нельзя создавать без знания квантовой теории. В свою очередь мы в Академии наук стараемся готовить специалистов, которые занимаются технологическими разработками и при этом знают основы биологии и медицины – эти науки являются одними из ключевых сегодня.

О философии

Необходимо – и для науки, и для страны в целом – переодить от философии выживания к философии развития. Продолжая только выживать, мы постепенно вымрем. Когда я был избран народным депутатом СССР, я думал: были депутатами Харитонов, Курчатов, Александров, и они не занимались политическими делами, а продвигали науку и технологии, то есть занимались тем, в чем они были профессионалами. В конце 80-х – начале 90-х многие ученые стали заниматься политикой. С моей точки зрения, пользы от этого не было.

О задачах ученых

Мы сегодня живем в тяжелых условиях – чудовищной конкуренции за рынки сбыта, в первую очередь российские. И только рождая новые технологии, мы можем выиграть эту конкуренцию. Мы, ученые, должны делать все, что можем для того, чтобы наука и образование использовались для развития экономики и технологии. Мы должны открыто выражать свою позицию по этим вопросам.

Между прошлым и будущим

Я думаю, что социалистическая модель развития еще вернется. Я иногда привожу простой пример: если посмотреть на весь ХХ век, то можно увидеть, что доля общественных форм собственности на орудия и средства производства, если сравнить начало и  конец ХХ века, выросла намного. В мировом масштабе, в целом, социализм продвинулся. В советское время министерства были тесно связаны с наукой, в каждом из них было главное научно-техническое управление. При разумном переходе к новой экономической системе эти министерства могли стать транснациональными компаниями, которые соревновались бы в развитии технологий. Увы, в самый важный момент, когда технологическое развитие на Западе шло бурными темпами, у нас этого не произошло: развал СССР выбросил нас на обочину мирового технологического процесса. Но сейчас самое время вернуться к успешному опыту прошлого.

Подготовила
Маргарита ЧАПЛИНА

Владимир Фортов

 СПРАВКА

Владимир Евгеньевич Фортов – академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН,  директор Объединенного института высоких температур (ОИВТ) РАН. Президиум Российской академии наук на заседании 14 мая принял решение поддержать Владимира Фортова на выборах президента РАН.

Лучшая система

Современная страна не может развиваться на основе экспорта сырья, а только на основе развития новых технологий. Всю свою жизнь я проработал в системе Академии наук и считаю ее наилучшей из всех, которые мы можем использовать в России для проведения фундаментальных исследований. Реализовать планы по инновационному развитию России невозможно без участия академии, поскольку она сохранила свою структуру. Другие структуры – отраслевая и прикладная наука – в России были разрушены.

Уметь доказывать

Мы должны постоянно доказывать свою необходимость. Мы не можем оставаться витриной государства, как раньше, когда все спускалось сверху и никаких вопросов никто не задавал. Сейчас все должны знать, для чего нужна Российская академия наук, как она организована, что полезного делает.

О бюрократии

У нас колоссальное количество бумаг – нелогичных, бессмысленных, и люди должны тратить на это до 40 процентов времени. С этим в значительной мере был связан отъезд из России физиков К. Новоселова и А. Гейма, которые получили Нобелевскую премию за выполненные в Великобритании исследования графена. Мы должны навести порядок у себя в доме, чтобы в центре, подобно солнцу, был ученый, а не бюрократ.

Принцип ротации

Должна быть ротация – не больше двух сроков подряд. Это естественный способ предотвратить коррупцию. Я считаю, что начиная с академиков-секретарей и вся иерархическая лестница, вице-президенты – все должны подвергаться ротации… Если человек за 10 лет не сделал того, за что он брался, то еще пять лет ему не помогут. Ротация кадров значительно усложнит налаживание коррупционных связей. Однако введение возрастного ценза для руководителей в настоящее время уже нереально. Сейчас мы интервал пропустили и съехали в демографическую яму.

Конфликт с Минобрнауки

По поводу напряженных отношений ученых с министерством считаю так: что было, то прошло. На обиженных воду возят. Я думаю, что правильные аргументы нынешней министерской командой будут адекватно восприняты. Дмитрия Ливанова знаю давно – у него есть сильные стороны.

Я работал вице-премьером по науке и технологиям в правительстве Виктора Черномырдина в 1996–1998 годах. Я пришел туда, когда между чиновниками и Академией наук шла настоящая вендетта, борьба на уничтожение. Мне удалось усадить все противоборствующие стороны за стол переговоров. Так же я намерен действовать и сейчас.

Свой закон

Я считаю, что академия достойна того, чтобы иметь свой закон. Сейчас все академическое имущество имеет статус государственной собственности, переданной в оперативное управление РАН. Я, например, отдал бы академии все имущество, которое находится в ее распоряжении. Но запретил бы это дело просто продавать.

Денежные потоки

Меня беспокоит ситуация с финансированием науки. Денег выделяется много, но в основном они проходят мимо академии. Сколковские деньги и деньги на нанотехнологии взлетают самым реактивным образом, а финансирование академии, где сосредоточена основная часть фундаментальной науки, почти не растет. Такой рассинхронизации научных бюджетов в России и в Советском Союзе не было никогда. Даже во время войны, когда все было направлено на борьбу с Гитлером, бюджет Академии наук был повышен на 20 процентов. Почему деньги идут мимо РАН? Помимо прочих причин, это отражение и собственной инертности академии, нежелания бороться за свои дела. Тогда как у нас есть все основания добиться лучшей доли – прекрасно подготовленные люди, и молодежь в науку пошла.

Нужны приборы

Очень важно заниматься не только кадрами, но и оборудованием, мы очень запустили сектор научного приборостроения. Сегодня рынок приборостроения превосходит в два-три раза рынок вооружений и очень быстро растет.

Достойные пенсии

Немаловажно, какие условия мы создадим для тех, кто уходит. Пенсионное обеспечение – это тоже очень важный элемент в моей программе. Необходимо учесть опыт Украины. Украинцы сделали так, что пенсия ученых – 70 процентов  от зарплаты, у них статус государственного служащего. На Украине эта проблема не такая жесткая, как у нас. И второе – это корпоративные пенсионные фонды, когда деньги с имущества, с каких-то других вещей, в том числе интеллектуальной собственности, внедренческие деньги надо частично пустить на эти вещи.

Кресло или парус

Если я не стану президентом, то пойду в кругосветку. У нас все готово... Мне повезло в жизни: у меня мама была историк, и на меня всегда производили большое впечатление великие географические открытия. Яхтой я занимался со второго курса физтеха. Если говорить о том, куда тратить деньги, то я считаю – на книги и на путешествия.

Я занялся этими выборами не для того, чтобы с кем-то бороться. Сегодняшний президентский пост совсем не медом намазан.

Подготовил
Иван НИКОЛАЕВ

←Азия рвется в Арктику

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика