Страховка для рубля
Что выгоднее копить: валюту или благородный металл?
Резкое падение цен на золото в апреле заставило схватиться за голову не только инвесторов: благородный металл является значимой составляющей золотовалютных резервов (ЗВР), за счет которых государства поддерживают стабильность курса национальной валюты. Делается это посредством финансирования дефицита платежного баланса страны, регулирования валютного рынка и оплаты внешнего долга. Чтобы обеспечить в случае необходимости выполнение этих операций, государство старается накопить достаточный объем международных резервных активов. Но что же будет с ЗВР, если тенденция к снижению стоимости драгоценного металла сохранится?
От золота к доллару
Еще в начале прошлого века в мире действовал так называемый Золотой стандарт, когда в торговле между странами роль денег выполняло золото. Однако с ростом объемов международной торговли такое платежное средство становилось все более неудобным: сложность транспортировки больших объемов металла, невозможность быстрой дополнительной эмиссии и так далее. Тогда стало понятно, что необходимо менять мировую валютную систему. Итогом перемен стал переход к доллару как мировой валюте.
Но и золото при этом не покинуло хранилища центробанков различных стран мира. “Смысл включения в ЗВР и валюты, и золота заключается в диверсификации рисков, — объяснила старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Екатерина Борнукова. — Дело в том, что стоимость этих активов движется разнонаправлено: золото дешевеет — дорожает доллар, и наоборот”.
Что у нас в запасе?
На первое мая нынешнего года уровень ЗВР Беларуси составил 9,3 млрд долларов в национальном определении, 8,2 млрд долларов в определении МВФ. Разница в цифрах обусловлена различными методиками подсчета: МВФ не включает в международные резервы страны драгоценные камни и разные виды драгметаллов.
По мнению экспертов, оптимальный ЗВР должен быть равен объему трехмесячного импорта, достичь этого уровня планируется к 2015 году. “С учетом предстоящего погашения внешнего долга на текущий год ставится цель по увеличению ЗВР на 0,3—0,7 млрд долларов. Это позволит сохранить резервы на уровне 2—2,1 месяца импорта товаров и услуг”, — отмечает председатель правления Национального банка Республики Беларусь Надежда Ермакова.
По итогам апреля, согласно подсчетам МВФ, ЗВР увеличились на 106,2 млн долларов. Основную роль в положительной динамике резервов сыграло поступление пятого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 440 млн долларов. Тем не менее с учетом размера кредита рост мог быть более существенным. “Отрицательное влияние на объем золотовалютных резервов оказало значительное снижение цены на золото на международном рынке драгоценных металлов. При этом Национальным банком и правительством Республики Беларусь были исполнены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте”, — отмечается в пресс-релизе Национального банка Беларуси.
Неоправданные ожидания
В апреле биржевые котировки золота действительно резко упали: только в ходе торговой сессии 15 апреля цена снизилась сразу на девять процентов. Как отмечают эксперты, такое однодневное падение оказалось самым значительным с 1983 года.
Падение цен на золото эксперты объясняют многими факторами. Среди них — реакция инвесторов на данные по росту ВВП Китая, оказавшиеся на 0,3 процента ниже ожидаемых, и слухи о продаже Кипром своего золотого запаса. “Скорее всего, причины падения цены на золото более глобальные, чем кипрские слухи или замедление роста китайской экономики. Дело в том, что золото традиционно рассматривается как актив-убежище на случай высокой инфляции. Практически на протяжении десяти лет, до 2011 года, оно активно росло в цене именно на волне инфляционных ожиданий, — считает финансовый аналитик официального партнера “Альпари” в Минске Вадим Иосуб. — Но примерно к середине 2011 года стало очевидно, что кризис, который происходит в экономике с 2008 года, не является инфляционным, то есть закупка и хранение золота бессмысленны. По мере того как эта мысль стала доходить до участников рынка, цены на золото начали снижаться. В самом по себе металле нет никакого волшебства, и если золото не покупают, его стоимость не может просто так постоянно расти”.
Рубль под защитой
|
Для Беларуси цены на золото играют не последнюю роль: по данным на 1 января этого года золотой запас Национального банка Беларуси составил 33,3 тонны. Что произойдет, если стоимость благородного металла будет и дальше снижаться?
“В современных условиях золотовалютные резервы страны должны быть диверсифицированы, и временное снижение цен на золото не является поводом для сокращения его доли в международных резервных активах, — прокомментировала заведующая сектором кредитно-денежного регулирования отдела макроэкономического регулирования и развития бизнеса Института экономики Национальной академии наук Беларуси Анна Попкова. — Золото всегда являлось надежным активом, имеющим реальную ценность. Например, в США доля золота в общем объеме международных резервов составляет 76,3 процента, Германии — 73,6 процента, Франции — 72 процента, в Нидерландах — 60,6 процента”.
Между золотом и валютой
С учетом вполне реальной, по мнению экспертов, возможности дальнейшего снижения стоимости золота возникает вопрос: чему отдавать предпочтение в структуре ЗВР — благородному металлу или валюте? Золото, с одной стороны, считается надежным средством инвестирования, защищающим средства от инфляции. С другой стороны, это неактивный резерв, он не работает на экономику страны. “В какой пропорции держать золото и валюту — это вопрос ликвидности, золото — самый неликвидный актив. В структуре белорусского ЗВР оно занимает одну четвертую от всех активов, но нужно отметить, что и размер белорусских резервов в целом невелик, — считает Екатерина Борнукова. — Экономика нашей страны очень открыта: мы зависим от экономик других стран, резко реагируем на внешние изменения. Поэтому нам желательно увеличивать общие объемы ЗВР за счет валютного компонента, чтобы иметь подушку ликвидности”.
Бытует мнение, что, скупая валюту, мы поддерживаем экономики других стран. “На самом деле это не так. Ведь если деньги оседают в нашем государстве, они прекращают работать на чужую экономику, — прокомментировала Екатерина Борнукова. — Но первоначально за них, естественно, нужно заплатить”.
Эксперты также отмечают, что для ЗВР в современных условиях большое значение имеет не столько структура золотовалютных резервов, сколько источник их поступления. “Пополнение международных резервных активов за счет кредитных ресурсов не является благоприятным для экономики страны, — отмечает Анна Попкова. — В мировой практике наиболее оптимальным вариантом считается пополнение резервов за счет экспортных доходов”.
При этом важно понимать, что ЗВР все же не панацея. “Мнение о том, что если у страны большие ЗВР, кризис ей не страшен — миф, — рассказал заведующий кафедрой организации и анализа предпринимательских процессов БНТУ Леонид Желтонога. — В случае самоусиливающегося оттока капитала от международных резервов нет ожидаемой отдачи. Когда используются ЗВР, рубли выкупаются за резервные доллары, таким образом запасы сокращаются. Это происходит из-за того, что центробанки вынуждены выдавать банкам ликвидность, иначе банковская система рухнет. Если причиной для использования ЗВР является самоусиливающийся отток капитала, то в результате происходит денежное сжатие, то есть денег не хватает, центробанку приходится продолжать выдавать банкам дополнительную ликвидность, которая опять идет на закупку иностранной валюты”. 2011 год для Беларуси стал иллюстрацией к подобной ситуации. Одной из основных причин кризиса стал дефицит платежного баланса, и ЗВР тогда действительно не смогли спасти рубль от девальвации. Поэтому важно, чтобы деньги не только накапливались, но и работали на экономику, обеспечивая рост экспорта над импортом.
Кстати
|