Международная гражданская война

Источник материала:  
16.05.2013 — Разное

Гражданская война в Сирии принимает все более интернациональный характер.

При этом мирного выхода из ситуации по-прежнему не видно. Что именно происходит на фронтах этой войны – понять крайне сложно. Если верить сообщениям официального Дамаска, все повстанцы давно и многократно уничтожены. Если верить информации оппозиции, она давно контролирует всю страну. Впрочем, такой разброс мнений характерен для любой современной войны. Пропагандистская составляющая на войне всегда была чрезвычайно важна, а в эпоху телевидения и интернета она часто оказывается важнее, собственно, военной составляющей.

Не вызывает сомнений лишь то, что Асад демонстрирует удивительную военную, политическую и психологическую устойчивость. Очевидно, его поддерживает гораздо большая часть населения и армии, чем можно было ожидать в начале конфликта весной 2011 года. Сирийская оппозиция и ее арабско-турецкие спонсоры явно не ожидали такого развития событий. Не ожидали они и невмешательства США и НАТО, слишком преувеличив реальную военную мощь Североатлантического альянса. Впрочем, ее очень сильно переоценивают во всем мире.

Уже больше года противники Асада всячески стараются спровоцировать Вашингтон на вмешательство в сирийскую войну. Наиболее выигрышным ходом для них представляется развитие сюжета с применением правительственными силами химического оружия. Ведь США давно заявили, что именно это станет «красной чертой». Кроме того, именно в поисках химического оружия вторглись в Ирак американцы 10 лет назад.

Провокаторы, однако, никак не могут понять, сколь велика разница между Обамой и Бушем. Предыдущего президента США никакие аргументы не волновали, потому что он твердо решил воевать. Соответственно, доказательства просто фабриковались, а когда Ирак был оккупирован, «внезапно выяснилось», что никакого химического оружия там не было. Нынешнего президента США доказательства тоже не волнуют, потому что он твердо решил не воевать. Поэтому Вашингтон очень активно «уворачивается» от химической темы. Уже ясно: максимум, что могут выбить противники Асада из американцев, – это поставки оружия оппозиционным отрядам. Однако и это отнюдь не гарантировано, поскольку с вероятностью, близкой к 100 процентам, это оружие попадет к сторонникам «Аль-Каиды» и через несколько лет будет применено против самих же американцев.

Более того, член Специальной комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии, небезызвестная Карла дель Понте (бывший генпрокурор, Швейцария) заявила, что химическое оружие в Сирии могли применить не правительственные войска, а повстанцы. На первый взгляд такое заявление кажется абсурдным – откуда у оппозиции подобное оружие? На самом деле они могли либо захватить его со складов ВС Сирии, либо, что гораздо вероятнее, получить из Саудовской Аравии или Ливии. Причем не столько с чисто военными целями, сколько именно ради провокации, которая склонила бы США к вмешательству. В любом случае заявление дель Понте еще более усложняет картину конфликта.

Дополнительные штрихи в эту картину вносит активное вмешательство в войну Израиля, который стал регулярно наносить авиационно-ракетные удары по территории Сирии. По версии израильских источников, целями ударов являются иранские ракеты, которые через Сирию переправляются в Ливан для группировки «Хезболла». Возможно, под ударами оказываются и объекты ВС Сирии, что, разумеется, ослабляет их потенциал. В ответ на последние израильские удары Дамаск заявил, что в следующий раз Сирия даст полномасштабный ответ, то есть начнет войну против Израиля.

Подобный ход для Асада вроде бы кажется откровенным безумием. Даже в лучшие годы Сирия не имела шансов победить Израиль, теперь же страна и армия истерзаны гражданской войной. Но на самом деле военное поражение может стать для Дамаска политической победой. Ведь если Сирия и Израиль оказываются в состоянии войны, то сирийская оппозиция и ее турецко-арабские спонсоры автоматически становятся «пособниками сионистов». Собственно, уже сейчас часть оппозиции выразила протест против израильских ударов. Если же между Дамаском и Тель-Авивом начнется полномасштабная война, повстанцы и их спонсоры окажутся перед тяжелейшим политическим выбором.

Таким образом, в сирийскую войну постепенно втягивается весь Ближний Восток. Мирного выхода из кризиса не видно. Массовые поставки оружия и денег оппозиции из Турции, Ливии и арабских монархий, а также бескомпромиссная позиция Запада по отношению к Асаду делают мирный вариант просто невозможным.

Впрочем, во время визита в Москву госсекретаря США Джона Керри министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Москва и Вашингтон обязуются усадить правительство Сирии и оппозицию за стол переговоров. Для решения этой задачи будет созвана международная конференция. В прошлом году подобная конференция уже проводилась, результатов она не дала. Что даст новая – узнаем примерно через месяц.

←Обстоятельный разговор в Сочи

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика