Без права на славу, во славу державы

Источник материала:  
10.05.2013 — Разное

Память о советском разведчике Михаиле Мукасее увековечили в Беларуси

Анатолий Мукасей, известный российский кинооператор, собирался на кинофестиваль в Минск. Его отец, легендарный советский разведчик Михаил Мукасей, попросил: «Непременно побывай на моей родине, в деревне Замостье, что возле Слуцка, привези оттуда горсть родной земли, ведь мне вот-вот сто лет стукнет... И передай книжку с автографом местной школе...»

 Сам Михаил Мукасей, сын кузнеца из Замостья, ставший почетным сотрудником госбезопасности, полковником, академиком, профессором российской Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка попасть в родную деревню так и не смог...

Путь в разведку

В 1925 году восемнадцатилетний Миша Мукасей в поисках счастья подался из белорусской деревни Замостье на берега Невы. Подметал цеха Балтийского судостроительного завода, отбивал ржавчину в котлах стоящего на ремонте корабля. Вскоре смышленого, трудолюбивого паренька взяли в кузнечный цех, назначили бригадиром. Днем работа, вечером учеба на рабфаке. Партийное собрание единогласно дало Михаилу рекомендацию для поступления в университет, где студент экономико-географического отделения Михаил Мукасей и встретил студентку биологического факультета, уроженку Уфы Елизавету Емельянову, ставшую его женой, надежным помощником и верным соратником на долгие 75 лет.

После университета Елизавета работала в школе. Михаил, довольно хорошо владевший немецким и польским языками, продолжил учебу в Институте восточных языков, где изучал бенгальский, английский. Однажды его с группой молодых образованных людей с рабочей закалкой пригласили в высокий партийный орган. Сказали: мы вас направляем на новую, более ответственную работу. Так Михаил оказался в разведшколе.

Летом 1939 года с женой, двумя детьми и с первым заданием разведцентра Михаил Мукасей отплыл в США под вполне легальным прикрытием вице-консула в Лос-Анджелесе. Сам по себе город оперативного интереса для разведчиков не представлял. Но обитавшие в местном Голливуде звезды кино, писатели были вхожи в кабинеты высших государственных чиновников, где им по секрету доверялись многие государственные тайны. И эрудированный, обаятельный советский вице-консул Михаил Мукасей быстро обзавелся друзьями. Писатель Теодор Драйзер называл супругов по-дружески: Майкл и Лиз. В их дом были вхожи известные музыканты, актеры. Особые симпатии питал к семье Мукасеев всемирно известный Чарли Чаплин. Полученная семьей от американской элиты информация приносила большую пользу военным и политикам в Москве.

Во время изнурительной, кровопролитной войны с фашистами руководство СССР искало ответ на вопрос, не нападут ли японцы с востока. Американские артисты, писатели ответа на него не знали. Михаил Исаакович наладил дружеские отношения с антикваром, имеющим бизнес в Стране восходящего солнца. Из его информации следовал вывод: на войну с СССР японцы пока не решатся. Сведения, переданные в Центр, подтверждали данные, полученные из Токио от Рихарда Зорге. И когда дивизии сибиряков, переброшенные с Дальнего Востока под Москву, дали достойный отпор гитлеровцам, супруги Мукасей понимали, что в том успехе есть и их, пусть и небольшая, заслуга.

«Зефир» и «Эльза» 

 В 1943 году семья Мукасеев вернулась в Москву. Михаил Исаакович стал заместителем начальника учебной части разведшколы, Елизавета Ивановна — секретарем художественного совета МХАТа. Об их секретной работе знал узкий круг людей. Но бдительные «органы» держали в уме: жили в Америке, дружили с иностранцами.

Во избежание неприятностей Михаил Исаакович направился прямо к своему руководству. Тот случай стал поворотным в судьбе супругов. Им предложили организовать нелегальный пункт двухсторонней связи в Западной Европе. Михаил превратился в швейцарского еврея, чудом выжившего в концлагере. Он нашел такого человека, взял его фамилию, биографию. Чтобы вжиться в новый образ, подробно расспросил, что с ним происходило в годы войны, прочел все, что было известно об этом лагере, узнал детали его жизни, имена начальников, побывал даже в местах, где узники трудились.

На первых порах Мукасеи жили в Швейцарии, Михаил Исаакович торговал мехами. И вскоре настолько основательно постиг коммерческое дело, что стал преуспевающим бизнесменом. Потому никого не удивляло, что супруги часто выезжали в разные страны. После чего «Зефир» и «Эльза» (псевдонимы разведчиков) передавали в Центр важные сведения.

Иногда, но вовсе не случайно, «бизнесмены» оказывались в горячих точках. К примеру, рядом с венгерскими событиями 1956 года. О «пражской весне» они радировали в Центр: вводя в Чехословакию войска, руководство СССР делает большую ошибку... Центр поставил задачу: узнать о намерениях израильского правительства в отношении арабского мира. И в 1967 году они уже «торговали» в Израиле. Нашли чиновника, который в свое время работал в правительстве, но был, по его мнению, незаслуженно уволен. Озлобленный, он рассказал много интересного. Другие достоверные источники также позволили сделать вывод: Израиль может пойти на некоторые уступки арабам и палестинцам, но только не за счет Иерусалима. Информация оказалась ценной не только для советского руководства...

Без права на славу

На родину супруги вернулись в 1977 году. Преподавали в разведшколе. Написав ряд работ и книг по разведке, Михаил Исаакович стал профессором. Как только была основана Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, его одним из первых избрали академиком. Михаил Исаакович – полковник. Елизавета Ивановна подполковник. Как-то у Мукасеев спросили, сколько стран они посетили за 22 года работы за границей. Михаил Исаакович промолчал, а Елизавета Ивановна сказала: более четырех десятков. Без единого «прокола»... Но о заслугах четы разведчиков знал очень узкий круг людей. Сын Анатолий, известный российский кинооператор, иногда спрашивал отца: вы сделали для родины не меньше, а может, и больше, чем другие разведчики, но о них знает страна, а о вас нет. Почему?

– О разведчике все узнают, когда он провалился, – отвечал Михаил Исаакович. – И если страна о нас не знает, значит, мы ее не подвели.

Такой ответ сына не удовлетворял. Вместе с женой, актрисой и кинорежиссером Светланой Дружининой, они начали обращаться в разные инстанции. Не сразу знаменитую семейную пару советских разведчиков рассекретили. Даже помогли написать и опубликовать воспоминания о работе и жизни за рубежом в течение тридцати лет. Книга «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы», которую и передал Михаил Исаакович родной Замостской школе, увидела свет в конце 2004 года. А год спустя в рамках премии «Российский Национальный Олимп» супругам Мукасеям как выдающимся разведчикам-нелегалам был присвоен почетный титул «Человек-легенда».

Но времени подвластны все, даже несгибаемые разведчики. На 102-м году жизни Михаил Исаакович скончался. Легендарная «Эльза» ушла из жизни в 97 лет...

Память сердца

– Отец иногда говорил: а сейчас я накормлю вас белорусскими драниками и начинал чистить, тереть картофель, – вспоминает Элла Мукасей. – Однажды утром он радостно сообщил: я видел свою деревню, кузницу! Как, удивились мы, ты же практически слепой? А я во сне, ответил отец...

Да, приятные воспоминания о детстве, родной белорусской земле, похоже, не покидали легендарного разведчика даже в самых дальних, экзотических странах... Прочитав книгу разведчика, лишился покоя и директор местного уксусного завода Александр Рыбак, также бывший ученик Замостской школы. Он начал искать следы прославленного земляка. Не сохранились ни его отчий дом, ни здание школы, где тот учился. Даже старожилы впервые услышали о разведчике, когда его сын навестил школу, рассказал об отце, сфотографировался с ребятами, учителями. Сам Михаил Исаакович никогда не приезжал в здешние места. Не только из соображений конспирации – его родителей, все семейство, более трех десятков человек, во время войны гитлеровцы уничтожили...

Александр Валентинович пошел в Слуцкий райисполком с предложением увековечить память славного земляка.

И вот настал торжественный день. В присутствии ветеранов внешней разведки России, сотрудников КГБ Беларуси, представителей районных властей, местных жителей под автоматные очереди и музыку военного оркестра в школьном дворе открывается памятный знак с мемориальной доской: «В деревне Замостье родился и вырос участник Великой Отечественной войны советский разведчик Мукасей Михаил Исаакович. 13.08.1907 – 19.08.2008».

Гости подарили школе книги, диски, другие сувениры, которые станут экспонатами музея, посвященного жизни и деятельности славного земляка. Экспозиция, посвященная ему, откроется и в Слуцком краеведческом музее.

←Прибавка к пенсии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика