Откровенно и серьезно
В прямом эфире «Первого канала», телеканалов «Россия-1» и «Россия-24», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России» вышла специальная программа «Прямая линия с Владимиром Путиным».
В рамках программы президент России ответил на более чем 85 вопросов россиян по самым актуальным общественно-политическим темам. Общая продолжительность программы составила 4 часа 47 минут.
Владимир Путин в ходе прямого общения с россиянами ответил на интересующие их вопросы, касающиеся общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Задать вопрос Президенту России, как и в предыдущие годы, смогли не только приглашенные в студию программы гости, но и те, с кем Владимир Путин общался в ходе прямых включений из городов России, а также позвонившие или направившие SМS-сообщение в единый телефонный центр.
Предлагаем вашему вниманию суждения Президента РФ Владимира Путина по наиболее значимым для страны проблемам.
Повышение уровня доходов граждан. Демография
– Зарплата растет опережающими темпами, быстрее, чем уровень производительности труда. Это с точки зрения экономики далеко не самый лучший показатель, но с точки зрения социальной справедливости мы двигаемся в правильном направлении.
В целом демографическая ситуация улучшается. У нас рекордные показатели по рождаемости. Несколько ухудшилась ситуация по снижению смертности.
Что касается медработников, то средняя зарплата медицинских работников в стране чуть выше, чем, скажем, педагогических работников. Деньги в сумме примерно 40 миллиардов рублей доведены до регионов РФ. Проблема невыплат денег медработникам не денежная, а управленческая. Все причитающиеся медицинским работникам деньги будут получены.
Президент поддержал предложение наказывать руководителей регионов, где люди вынуждены жить на 5 тысяч рублей в месяц.
Экономика
– Спад в мировой экономике, который наблюдается, особенно в еврозоне, отражается серьезно на нас, потому что это наш основной торгово-экономический партнер. У нас свыше 50% товарооборота с Европой.
Наверное, коррективы нужны, но я хочу подчеркнуть и обратить ваше внимание: фундаментальные основы нашей экономической политики останутся без изменения. Мы будем и дальше уделять внимание прежде всего макроэкономическим показателям и ориентировать реальную экономику на удовлетворение социальных потребностей населения.
Коррупция
– Я считаю, что коррупция вообще, и в нашей стране в частности, есть везде – везде, хочу вас заверить. Вопрос в уровне этой коррупции. Не скрою, что у нас особенно бытовая коррупция носит запредельный характер и, по сути дела, представляет угрозу для общества в целом. Поэтому будем с ней бороться с не меньшим упорством, чем с инфляцией в экономике, будем ее добивать настолько, насколько это возможно.
Вину, кого бы то ни было, может определить только суд. И это (в Министерстве обороны) расследование идет объективно и будет доведено до конца. И объективно будет сделан вывод о том, кто виноват, а кто не виноват, и если виноват, то в чем. И будет принята соответствующая мера, предусмотренная законом.
Кстати сказать, в целом в прошлом году к уголовной ответственности были привлечены свыше 800 человек, которые имеют особый правовой статус. Имеются в виду представители правоохранительной системы, депутаты различных уровней, чиновники самого высокого ранга – более 800 человек. И это не отдельные дела, которые приняли такой большой общественный резонанс, их много по стране. Эта работа, как я уже сказал, будет продолжаться.
Что касается самой судебной системы. К ней тоже очень много претензий, но из всего объема дел только 15 % участников процесса обращаются в вышестоящую инстанцию для того чтобы попробовать пересмотреть дело. Все остальные удовлетворены качеством работы судов и результатами судебных заседаний.
Счета за границей
– Хочу подчеркнуть, у нас разрешено всем гражданам РФ хранить свои средства там, где они посчитают нужным, в том числе и в иностранных финансовых учреждениях. Нужно дать людям свободу выбора. Но есть особая категория людей, которые сознательно выбирают для себя государственную службу, и пусть они для себя решат, что для них важнее: или деньги хранить за границей, или служить гражданам РФ на этих высоких постах, до которых они доросли по службе.
Терроризм
– Меня всегда возмущало, когда наши западные партнеры наших террористов, которые совершали зверские, кровавые, омерзительные преступления на территории нашей страны, называли не иначе как «повстанцы». И никогда почти их не называли террористами. А мы всегда говорили о том, что нужно не декларациями заниматься по поводу того, что это общая угроза – терроризм, а делом нужно заниматься, сотрудничать нужно более тесно друг с другом. Но вот сейчас эти два преступника (братья Царнаевы) лучшим образом подтвердили правильность нашего тезиса.
ЖКХ
(Ведущие: «У нас буквально вал вопросов о росте тарифов в сфере ЖКХ».)
– Наведение порядка здесь возможно в значительной степени при активной позиции гражданского общества.
Управляющие компании аффилированы часто с местным муниципальным руководством, на рынке их недостаточно. Они являются микроквазимонополистами на рынке, забивают в тариф, в оплату в конечном итоге все, что можно забить, даже не имеющее ничего общего с тем, за что надо платить. Наворачивают на этом огромные деньги, абсолютно неподъемные для граждан.
Президент пообещал ускорить работу по принятию закона, уточняющего функции управляющих компаний.
– Мы договорились, и правительство дало мне обещание, что среднее повышение тарифов по году, хочу это подчеркнуть, не будет более шести процентов. Но сразу оговорюсь, среднее по году. В некоторых регионах, допустим, в бывших военных городках, других замкнутых системах, где годами не индексировали ничего, там может быть рост и побольше. Там, где люди переплатили, им должны либо деньги вернуть, либо засчитать эти платежи в будущие платежи, платежи будущего времени.
Дороги
Объем денег, которые поступают на цели дорожного строительства, неуклонно растет. В федеральных дорожных фондах больше 400 миллиардов рублей. В региональных – 445 млрд руб.
– Однако большое количество региональных руководителей обращаются в правительство с просьбой разрешить им переориентировать эти средства на другие цели. Аргумент: денег много, у нас нет мощностей для того чтобы все их реализовать на дорожное строительство. Я очень рассчитываю, что правительство не пойдет на то, чтобы разрешать переориентировать эти средства.
Президент считает, что контроль за качеством дорог так же, как в случае с ЖКХ, не сможет обойтись без строгого общественного контроля.
Материнский капитал
– Мамы, у которых родится второй ребенок до 2016 года включительно, имеют право на участие в программе «Материнский капитал».
После 16-го года… я считаю, что мы в той или иной форме должны будем продолжить программы поддержки рождаемости детей в нашей стране, но они должны быть более адресными, они должны быть более целевыми.
Единый учебник истории
– Полагаю, что должна быть единая концепция этого учебника, линейка этих учебников, которая бы показывала нам хронологию событий и их официальную оценку. Без официальной оценки не будет самого хребта понимания того, что происходило с нашей страной в течение прошлых столетий и прошлых десятилетий.
Это совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению.
ВТО
– Присоединение к ВТО не означает для сельского хозяйства конца его развития.
Доступ дешевого и качественного товара на наши рынки должен подталкивать нашего производителя – и не только в области сельского хозяйства, но и в других отраслях производства – к тому, чтобы он выпускал товары по ценам, приемлемым для наших граждан, а по качеству желательно лучше мировых.
Федеральная и региональная поддержка сельского хозяйства в этом году составит примерно 260 миллиардов рублей.
Промилле
– Давайте поручим Росстандарту провести реальное исследование применяемой техники. Одно дело, что они пишут в своих проспектах, когда выпускают технику, а другое дело, что на практике. Росстандарт может и должен это сделать. И в соответствии с его заключением примем решение о том, какое количество промилле можно или нельзя допустить в законе.
Налог на роскошь
– Что касается налога на роскошь, повторю еще раз, я сам считаю, что он должен быть введен. Скорее, это носит даже не столько фискальный, сколько моральный характер.
Что касается недвижимости, то думаю, что и на нее надо ввести дополнительный налог.
Внешняя политика
– Некоторое охлаждение с Западом у нас началось с событий в Ираке, когда нас наши коллеги, прежде всего американские коллеги, призывали активно включиться в события в Ираке. И мы тогда сказали, что мы считаем, что этот шаг является ошибочным и мы делать этого не будем.
Кстати сказать, мы были поддержаны и рядом стран – членов НАТО, и Федеративная Республика Германия нас поддержала, и Франция. Но тем не менее возник некоторый холодок. Хотя наша позиция была открытой, честной.
Потом возникли события в Ливии, возникли события в других частях света. Я уже многократно свою позицию на этот счет высказывал. Мы наблюдаем там хаос везде. И не считаем, что позиция наших партнеров является безусловно правильной. Почему мы должны поддерживать то, что мы считаем неверным? Но это не значит, что нам не нужен комплекс мер, направленных на выстраивание отношений в нужном ключе.
Нам с обеих сторон нужно относиться друг к другу с уважением и искать пути взаимопонимания.
Таможенный союз с Украиной
– Это зависит не от нас, это зависит от Украины.
В случае присоединения Украины к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству экономические выгоды Украины составят в денежном выражении где-то 9–10 миллиардов долларов в год.
Сама Украина, украинский народ, украинское руководство должны определиться, нужно им это или нет, имея в виду, что украинскую и российскую экономику, как и экономику Украины и Беларуси, Украины и Казахстана, связывает огромная и очень разветвленная кооперация, отказ от которой повлечет за собой невосполнимые потери для участников этой кооперации. И если Россия еще в состоянии как-то восстановить эти потери, то для Украины это будет крайне сложно. Я боюсь, что это может привести в отдельных отраслях производства к деиндустриализации. Но выбор в конечном итоге всегда за Украиной. Мы будем с уважением относиться к любому из этих выборов. Шар на стороне наших партнеров.
Медицина
– Чрезвычайно важный вопрос и очень острый. У нас не разработано основное количество медицинских стандартов. Из-за этого на местах местные власти начинают внедрять по своему усмотрению, что является платным, а что – бесплатным. То есть в целом мы наблюдаем довольно тревожный элемент, связанный с произволом в этой сфере, на что граждане справедливо обращают свое внимание, и правительство должно на это очень быстро отреагировать. Нужно завершить работу по этим стандартам, чтобы было точно и ясно для всех понято, что является обязательным и бесплатным, а на что медицинское учреждение может претендовать с точки зрения платности тех или иных услуг. Но эти стандарты связаны с поддержанием здоровья нации, они должны быть, в конце концов, сделаны.
Обращаю внимание правительства и региональных властей на недопущение сокращения фельдшерско-акушерских пунктов на селе. Более того, необходимо их развивать.
Рост цен
(Вал звонков из всех регионов.)
– Рост цен отражает прежде всего такой показатель, как инфляция. И в целом он у нас находится на исторически низких показателях. В целом по стране, повторяю, рост цен достаточно умеренный. По некоторым позициям – газ, вода, свет – это связано не с ростом тарифов, а с ростом норм, как правило, и с тем же самым неблагополучным положением в системе ЖКХ, о котором мы уже говорили.
Что касается ЖКХ, то я уже свою позицию определил. Будем в этом направлении работать, чтобы избавить людей от необоснованных платежей.
Пенсии
– Пенсионный возраст повышаться не будет.
Правительство должно подготовить предложения по изменению самого порядка исчисления пенсий – так называемую пенсионную формулу, потому что сейчас перераспределять доходы пенсионной системы и пенсионных фондов от государственных к частным или наоборот, без понимания того, как будет исчисляться сама пенсия, крайне опасно или почти невозможно. Правительство должно было это сделать к марту текущего года. К сожалению, пока ясных предложений нет.
Последний вопрос: «Когда все будет хорошо?»
Ответ В. Путина: Все, наверное, никогда не будет хорошо. Но мы будем к этому стремиться.