Жить своим умом
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ
Богатейший опыт прошлого и, увы, настоящего не перестает убеждать нас в том, что в мире по-прежнему уважают сильных. И хотя наша страна явно не “тяжеловес” на глобальном политическом и экономическом ринге, к числу слабаков ее тоже не причислишь. Благодаря своей последовательной, принципиальной, продиктованной исключительно интересами белорусского народа социально-экономической политике Беларусь снискала уважение не только у ближайших соседей, но и у мирового сообщества в целом. Не случайно Президент Александр Лукашенко в своем очередном Послании белорусскому народу и парламенту с нескрываемой гордостью констатировал, что успехи Беларуси замечены и отмечены в мире.
И действительно, наша страна, стабильно лидирующая в СНГ по такому общепризнанному показателю уровня благосостояния, как ежегодно фиксируемый ООН индекс человеческого развития, в нынешнем году, поднявшись сразу на пятнадцать позиций, уверенно вошла в первые пятьдесят лидирующих по данному показателю стран мира. Вот так! Наша небольшая Беларусь, не владеющая горами ядерного оружия и сколь-нибудь заметными природными ресурсами, уверенно опередив даже бескрайнюю Россию с ее несметными запасами полезных ископаемых, а заодно и еще 137 стран мира, сделалась еще более уважаемой и авторитетной, а значит, по-своему еще более сильной. Получается, желание и умение белорусов жить своим умом, дополненное несгибаемой политической волей белорусского руководства в отстаивании национальных интересов вплоть до стремления разговаривать на равных даже с сильными мира сего, конвертируясь в растущие рейтинги и международный авторитет, все-таки делает свое дело!
И все-таки в чем особенность самобытного белорусского пути, его принципиальные отличия от опыта, например, наших ближайших соседей? Исчерпывающий ответ на этот вопрос может дать теория управления. Очевидно, если какая-либо страна в несколько раз беднее природными ресурсами, нежели другая, а уровень благосостояния ее жителей такой же или даже чуточку выше, то это означает, что качество общего менеджмента в первой стране в те же несколько раз выше, чем во второй. В частности, если учесть, что на каждого среднестатистического россиянина приходится, по некоторым оценкам, в 72 раза больше природных ресурсов, нежели на одного среднестатистического белоруса, то несложно подсчитать и соотношение результативности (эффективности) белорусского и российского путей развития.
Получается, вопреки активно навязываемым нам извне рыночным догматам, “неэффективный собственник” в лице белорусского народа и созданного им для реализации своих насущных целей государства оказался в десятки раз эффективнее, нежели пресловутые “эффективные частные собственники” в той же России, где, как известно, осталось менее трех процентов госпредприятий. Иными словами, масштабная сдача общенародных активов частникам не только не гарантирует процветания, но и, как убеждает опыт всех без исключения наших соседей, ведет к тотальной деиндустриализации и сырьевой примитивизации национальной экономики. Вот почему белорусский Президент в своем Послании в очередной раз пояснил, что ошибочно считать приватизацию панацеей от всех бед и болезней. “МВФ, Евросоюз, антикризисные фонды говорят: давай приватизацию, продавай госпредприятия, — сказал он. — Принципы озвучены не один раз: хочешь купить — плати рыночную цену плюс возьми обязательства вложить деньги в производство, сохранить рабочие места и обеспечить людям достойную заработную плату”.
И опыт наших соседей воочию убеждает в правоте белорусского лидера на все сто процентов. Успех экономической модели не в форме собственности, а в решении задачи качественного управления активами, которую, однако, нагло и нахраписто стремятся подменить совершенно надуманной проблемой приватизации те, для кого эта самая “прихватизация” всего лишь крутой бизнес. Ведь не секрет, что сегодня приватизация — это уже не только захват национальных активов за продукцию западного печатного станка, безудержно штампующего бестоварные бумажные доллары-евро, но и действенный инструмент целенаправленного разрушения конкурирующих предприятий. “Я спрашиваю (у потенциальных иностранных инвесторов. — В. Б.): сколько вы вложите в модернизацию МАЗа, коль вы сюда пришли? — высветил этот новый, малоизученный аспект приватизации Александр Лукашенко. — Но у них денег нет. К тому же меня информируют, что за ними стоят иностранцы из Германии и Америки, которые просто будут заинтересованы в том, чтобы МАЗ опустить, закрыть... Нет, дорогие мои, меня избрал народ страны, и я на эту бандитскую акцию не пойду”.
Таким образом, успешность белорусского пути всецело обусловлена качеством управления страной, нацеленного не на то, чтобы у народа через приватизацию отнять и между олигархами отнятое поделить, а на то, чтобы народное достояние сохранить, развить и приумножить.