Протоиерей Евгений Свидерский: Не по обычаю, а по вере и любви
Почему в Православной церкви существует обычай называть новокрещеных в честь святых?
Святитель Филарет Московский объясняет этот факт таким образом: “Святая Церковь учредила прекрасный обычай заимствовать имена от святых, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому”.
В богослужебной книге священника (требнике) есть особый чин наречения имени. По церковной практике он должен совершаться на восьмой день от рождения младенца. На самом деле в наше время чин наречения имени предшествует самому Таинству Крещения и совершается непосредственно перед ним. С этого момента младенец начинает носить имя христианина. При этом родитетели должны сделать выбор его христианского имени, чтобы после крещения святой, в честь которого назвали малыша, стал его небесным покровителем.
В Православной церкви существуют определенные традиции в отношении того, имя какого святого выбрать при крещении. Есть практика называть крещаемых по имени святого, церковная память которого приходилась на их день рождения. Случается, что в сам этот день празднуется память святых, имена которых неупотребительны в наших географических широтах или непривычны для современного общества (например, Ахилла, Иперехий, Тигрий и т.п.). В таком случае выбирают понравившееся имя в последующие ближайшие дни от даты рождения.
Наши предки нередко давали имена своим детям в честь святых, которые значились в святцах в день их крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, который был особо почитаем в их роде или же в их семье. При этом маловажным является приближение дня его памяти к дате рождения или крещения младенца. По времени эти даты могут быть весьма удалены друг от друга. Такая традиция встречается реже ввиду того, что преемственность веры от предыдущих поколений встречается совсем редко у современников. Но и она имеет место. Возрождается еще одна традиция. Детей иногда называли по обету, в честь того святого, к молитвенной помощи которого прибегали родители будущего ребенка. Чаще всего это встречается, когда супружеская пара долгое время не может заиметь детей. Услышав о фактах благодатной помощи того или иного святого, супруги перенимают этот опыт и начинают особенно молиться ему. Нередко один из них или оба отправляются в паломничество на место пребывания мощей этого святого, если таковое сохранилось. Бывает, например, матери будущего чада предрекают тяжелые роды. В результате она начинает более надеяться на помощь свыше и ищет верных помощников в своих нуждах среди святых. В Беларуси, например, об успешном разрешении родов молятся чаще всего праведной Софии Слуцкой, мощи которой почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе белорусской столицы. Случаи благодатной помощи святой в таких жизненных обстоятельствах встречались и ранее и в настоящее время не единичны. В результате благодарные родители сопровождали в жизнь свое чадо с именем этой святой.
Что же делать, если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, но оно не находится в святцах? В таких случаях чаще всего выбирается имя святого, созвучное с выбранным родителями (например, Карина — Марина). Если родители теряются, какое имя выбрать, поможет священник.
Иногда имя, данное малышу, не встречается в православном месяцеслове, но его не следует менять при крещении, так как оно является западноевропейской или местной формой имени чествуемого Православной церковью святого (Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Юрий, Егор — Георгий; Денис — Дионисий; Марта — Марфа; Леон — Лев; Томас — Фома). В таком случае священник переводит его в традиционную, согласно святцам, форму и крестит малыша под этим именем.
В Православной церкви никого не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Это объясняется благоговением перед именем Спасителя. Также мы относимся и к имени Богородицы, поэтому имя Мария дается только в честь одноименных святых.
Встречаются две крайности в отношении к имени. В первом случае считают, что в несчастной судьбе человека виновато его имя. Другая крайность наблюдается, когда к имени относятся слишком легкомысленно. Бывает, что человеку даются оскорбительные прозвища, к чему со временем он сам привыкает, а спустя некоторое время и вовсе по имени его никто не называет.
Конечно, имя может влиять на человека, однако оно не предопределяет его судьбу и не находится в интегральной или иной точной зависимости от нее. Не имя красит человека, а человек имя. Человек должен стремиться оправдать свое святое имя. Когда же оно бесчестится прозвищами, то носителем имени бесчестится и тот святой, в честь которого он назван. И это недопустимо. Дай Бог, чтобы такого в нашей жизни не встречалось.