Не лишние знаки отличия

Источник материала:  
17.04.2013 — Разное

Когда на белорусских товарах “распустится” зеленый “Листок”?

Продукции, помеченной всевозможными экологическими символами, становится все больше, но зачастую это всего лишь психологическая “наживка” для покупателя. Чтобы исключить подобные манипуляции и защитить права потребителей, необходимо усовершенствовать действующую в Беларуси нормативно-правовую базу в области экологической маркировки продукции. На это было обращено особое внимание на семинаре “Экологические критерии и порядок экологической сертификации продукции”, организованном в Минске в рамках проекта ЕС/ПРООН “Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь”.

Реклама без обмана

Для продовольственных товаров в Беларуси вполне законно используется отдельная маркировка — “Натуральный продукт”, и они есть в наших магазинах. А как быть с косметикой, бытовой химией, мебелью, строительными материалами?.. Это ведь тоже далеко не второстепенные вещи в нашей жизни, и многие потребители хотели бы заручиться гарантиями их экологической безопасности.

“Зеленые” знаки качества существуют во многих государствах. К примеру, в скандинавских странах популярна экомаркировка “Северный Лебедь”, в Германии — “Голубой ангел”, в России — “Листок жизни”. Основная цель таких знаков — донести до потребителя, что и процесс изготовления товаров, и они сами оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. В Беларуси национальный экознак “Листок” был разработан еще десять лет назад, но до сих пор он не легитимен.

Кто достоин?

В странах Евросоюза выработаны четкие критерии определения лучшей продукции с точки зрения охраны окружающей среды. Зарубежный опыт будет учтен при создании белорусских технических нормативно-правовых актов, призванных регламентировать присвоение экознака “Листок”.

— При содействии национальных экспертов уже разработаны отдельные редакции белорусских технических нормативно-правовых актов (ТНПА), — отметила тематический консультант по экологической сертификации проекта ЕС/ПРООН Ирина Таратушкина. — В них, в частности, отражены критерии для синтетических моющих средств, шампуней, мебели и напольных покрытий из древесины и древесных материалов. Принять разработанные документы планируется уже в этом году.

— В Евросоюзе прохождение экологической сертификации для предприятия стоит порядка 200—1200 евро плюс 350 евро — ежегодный налог на использование экологического знака, — рассказала международный консультант по экологической маркировке из Литвы Марите Куодите. — Проходить экологическую сертификацию или нет, является добровольным выбором производителя. Однако в условиях конкуренции важно предложить потребителю инновационный продукт, и экологическая маркировка помогает ему выделиться среди других подобных товаров.

Предполагается, что в Беларуси экологическая сертификация будет добровольной и конфиденциальной. По мнению Валерия Курилова, в нашей стране выпускается много качественной продукции, на предприятиях уделяется все больше внимания вопросам охраны окружающей среды. Экологическая маркировка повысит конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынке.

←В ожидании новоселов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика