Не лишние знаки отличия

Когда на белорусских товарах “распустится” зеленый “Листок”?
Продукции, помеченной всевозможными экологическими символами, становится все больше, но зачастую это всего лишь психологическая “наживка” для покупателя. Чтобы исключить подобные манипуляции и защитить права потребителей, необходимо усовершенствовать действующую в Беларуси нормативно-правовую базу в области экологической маркировки продукции. На это было обращено особое внимание на семинаре “Экологические критерии и порядок экологической сертификации продукции”, организованном в Минске в рамках проекта ЕС/ПРООН “Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь”.
Реклама без обмана
Для продовольственных товаров в Беларуси вполне законно используется отдельная маркировка — “Натуральный продукт”, и они есть в наших магазинах. А как быть с косметикой, бытовой химией, мебелью, строительными материалами?.. Это ведь тоже далеко не второстепенные вещи в нашей жизни, и многие потребители хотели бы заручиться гарантиями их экологической безопасности.
“Зеленые” знаки качества существуют во многих государствах. К примеру, в скандинавских странах популярна экомаркировка “Северный Лебедь”, в Германии — “Голубой ангел”, в России — “Листок жизни”. Основная цель таких знаков — донести до потребителя, что и процесс изготовления товаров, и они сами оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. В Беларуси национальный экознак “Листок” был разработан еще десять лет назад, но до сих пор он не легитимен.
Кто достоин?
В странах Евросоюза выработаны четкие критерии определения лучшей продукции с точки зрения охраны окружающей среды. Зарубежный опыт будет учтен при создании белорусских технических нормативно-правовых актов, призванных регламентировать присвоение экознака “Листок”.
— При содействии национальных экспертов уже разработаны отдельные редакции белорусских технических нормативно-правовых актов (ТНПА), — отметила тематический консультант по экологической сертификации проекта ЕС/ПРООН Ирина Таратушкина. — В них, в частности, отражены критерии для синтетических моющих средств, шампуней, мебели и напольных покрытий из древесины и древесных материалов. Принять разработанные документы планируется уже в этом году.
— В Евросоюзе прохождение экологической сертификации для предприятия стоит порядка 200—1200 евро плюс 350 евро — ежегодный налог на использование экологического знака, — рассказала международный консультант по экологической маркировке из Литвы Марите Куодите. — Проходить экологическую сертификацию или нет, является добровольным выбором производителя. Однако в условиях конкуренции важно предложить потребителю инновационный продукт, и экологическая маркировка помогает ему выделиться среди других подобных товаров.
Предполагается, что в Беларуси экологическая сертификация будет добровольной и конфиденциальной. По мнению Валерия Курилова, в нашей стране выпускается много качественной продукции, на предприятиях уделяется все больше внимания вопросам охраны окружающей среды. Экологическая маркировка повысит конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынке.