Указ № 168
“О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников”
12 апреля 2013 года №168 г.Минск
(Извлечение)
В целях оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников:
1. Установить численность:
работников, включая государственных служащих, государственных органов, иных государственных организаций (без учета работников по охране и обслуживанию зданий) согласно приложению 1*;
заместителей руководителей государственных органов согласно приложению 2;
работников, включая государственных служащих, местных исполнительных и распорядительных органов (без учета работников по охране и обслуживанию зданий) согласно приложению 3.
2. Настоящий Указ не распространяется на депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, а также работников Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, прокурорских работников, работников органов прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Государственного таможенного комитета (за исключением приложения 2 к настоящему Указу), Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Следственного комитета, органов и организаций, подчиненных указанным
____________________
* Для служебного пользования.
государственным органам и (или) входящих в их состав (систему), Государственной службы медицинских судебных экспертиз.
3. Установление численности государственных служащих, за исключением указанных в пункте 2 настоящего Указа, иными актами законодательства, кроме настоящего Указа, не допускается.
Лица, занимающие государственные должности в государственных органах и иных государственных организациях, не указанных в приложениях 1 и 3 к настоящему Указу, за исключением лиц, перечисленных в пункте 2 настоящего Указа, с 1 июля 2013 г., а нотариусы и иные работники государственных нотариальных контор, занимающие государственные должности, с 1 января 2014 г. в установленном порядке утрачивают статус государственных служащих.
4. Определить, что численность работников:
аппаратов концернов, Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
государственных учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам государственного управления, устанавливается республиканскими органами государственного управления по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых исполнительных комитетов устанавливается областными, Минским городским исполнительными комитетами в пределах численности работников, установленной в приложении 3 к настоящему Указу;
бюджетных организаций, финансируемых из областных бюджетов, бюджета г.Минска, устанавливается областными, Минским городским исполнительными комитетами;
бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов базового и первичного уровней, устанавливается соответственно городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах, городскими (городов районного подчинения), сельскими, поселковыми исполнительными комитетами.
5. Возложить дополнительно к осуществляемым следующие задачи и функции:
5.1. на Министерство торговли:
обеспечение соблюдения организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила оптовой и розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг, дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), а также регулирующего защиту потребительского рынка;
проведение единой государственной политики в области государственных закупок товаров (работ, услуг);
координацию выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь;
выдачу (согласование выдачи) лицензий (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
5.2. на Министерство иностранных дел – координацию развития товаропроводящей сети за рубежом, выставочной и ярмарочной деятельности за рубежом, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, деятельности по взаимодействию со Всемирной торговой организацией;
5.3. на Министерство экономики – координацию взаимодействия республиканских органов управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, по вопросам взаимодействия с Евразийской экономической комиссией.
6. Ликвидировать Республиканский трудовой арбитраж.
7. Подчинить Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей Министерству экономики.
8. Утвердить прилагаемую типовую структуру областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах (далее – типовая структура), предусматривающую перечень руководящих должностей и структурных подразделений, наличие которых обязательно в местных исполнительных и распорядительных органах соответствующего уровня.
9. Структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, не предусмотренные типовой структурой, образуются по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах – по согласованию с областными и Минским городским исполнительными комитетами.
Структурные подразделения областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, которые в соответствии с типовой структурой могут наделяться правами юридического лица, могут наделяться такими правами по решению соответствующего исполнительного комитета, местной администрации района в городе.
Структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, которые в соответствии с типовой структурой не отнесены к структурным подразделениям, которые могут наделяться правами юридического лица, могут наделяться такими правами по решению соответствующего исполнительного комитета, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь.
Структурные подразделения городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, которые в соответствии с типовой структурой не отнесены к структурным подразделениям, которые могут наделяться правами юридического лица, могут наделяться такими правами по решению соответствующего исполнительного комитета, местной администрации района в городе, согласованному с областным, Минским городским исполнительными комитетами.
10. Для обеспечения осуществления руководителями областного, Минского городского исполнительных комитетов соответствующих полномочий в структуре этих исполнительных комитетов может предусматриваться не более двух должностей для выполнения функций помощника (советника) председателя и не более одной должности для выполнения функций помощника заместителя председателя в пределах численности работников, установленной в приложении 3 к настоящему Указу.
11. Запретить привлечение государственными органами работников других организаций для непосредственного выполнения возложенных на эти государственные органы функций, если это не связано с участием в работе коллегиальных органов либо выполнением работ (оказанием услуг) в соответствии с заключенными в установленном законодательством порядке трудовыми и (или) гражданско-правовыми договорами.
12. Определить, что государственные служащие, высвобожденные при реализации настоящего Указа в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, на период до трудоустройства, но не более чем на двенадцать месяцев со дня увольнения, имеют право на:
отсрочку возврата (погашения) кредита (в том числе льготного) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, а также кредита для оплаты обучения при получении первого высшего образования их несовершеннолетними детьми и уплаты процентов за пользование этими кредитами. Порядок предоставления указанной отсрочки определяется Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком;
медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения, в которых они обслуживались до увольнения, в том числе в государственном учреждении ”Республиканский клинический медицинский центр“ Управления делами Президента Республики Беларусь, на уровне обслуживания, которое они имели до увольнения.
13. Государственные служащие, высвобожденные при реализации настоящего Указа в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников и поступившие на государственную службу в течение трех месяцев после увольнения, обязаны возвратить полученное ими выходное пособие в размере, пропорциональном количеству дней, оставшихся до окончания трехмесячного срока, исчисленного со дня увольнения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников.
14. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь согласно приложению 4.
15. До приведения в соответствие с настоящим Указом акты законодательства действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.
16. Совету Министров Республики Беларусь:
16.1. до 1 мая 2013 г.:
внести предложения по повышению уровня материального обеспечения государственных служащих, принятию иных мер, направленных на существенное повышение статуса государственного служащего;
совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь, Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь внести предложения по оптимизации существующей сети дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
определить порядок и условия создания структурных подразделений (их виды и численность) в государственных органах, в том числе в местных исполнительных и распорядительных органах, а также в иных государственных организациях;
утвердить перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям, а также порядок и условия оплаты труда лиц, работающих на указанных должностях;
16.2. до 1 июля 2013 г.:
обеспечить в установленном порядке ликвидацию Республиканского трудового арбитража, определение порядка и условий деятельности трудовых арбитражей;
внести изменения и (или) дополнения в положения о республиканских органах государственного управления в целях оптимизации их функций;
обеспечить сокращение численности работников аппаратов Белорусского государственного концерна пищевой промышленности ”Белгоспищепром“ и Белорусского государственного концерна по нефти и химии не менее чем на 27 процентов, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности – не менее чем на 15 процентов, работников Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения – не менее чем на 24 процента;
определить порядок финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г.Минску, специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации за счет целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками от стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта;
обеспечить реорганизацию органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации путем выделения их из состава подчиненных областных и городских организаций в самостоятельные областные инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора Государственного комитета по стандартизации;
внести на рассмотрение Главы государства предложения по реформированию института нотариата, предусматривающие установление единого статуса нотариуса и переход на осуществление нотариусами нотариальной деятельности на условиях самоуправления и самофинансирования с сохранением за государством функций регулирования нотариальной деятельности и контроля за ее осуществлением;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации;
16.3. до 1 января 2014 г. обеспечить оптимизацию:
системы государственных учреждений, осуществляющих образовательную, медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, оказывающих социальные услуги, организаций культуры, физической культуры и спорта, государственных архивных учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам государственного управления, и сокращение численности их работников;
иных государственных учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам государственного управления, и сокращение численности финансируемых из бюджета работников этих учреждений в целом на 25 процентов.
17. Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь до 1 июня 2013 г. доложить Президенту Республики Беларусь об оптимизации структуры и сокращении численности работников Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, прокурорских работников, работников органов прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Государственного таможенного комитета, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Следственного комитета, а также органов и организаций, подчиненных указанным государственным органам и (или) входящих в их состав (систему), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (за исключением указанных в приложении 1 к настоящему Указу), Государственной службы медицинских судебных экспертиз.
18. Управлению делами Президента Республики Беларусь до 1 июля 2013 г. обеспечить реорганизацию государственного учреждения ”Центр по санаторно-курортной работе ”ЦентрКурорт“ Управления делами Президента Республики Беларусь в республиканское унитарное предприятие.
19. Председателям областных исполнительных комитетов обеспечить в 2013 году оптимизацию количества сельских (поселковых) исполкомов, а также численности их работников.
20. Областным, Минскому городскому исполнительным комитетам до 1 июля 2013 г. привести свою структуру и обеспечить приведение структуры городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах в соответствие с настоящим Указом.
21. Руководителям государственных органов, иных государственных организаций, указанных в приложениях 1 и 3 к настоящему Указу:
до 1 июля 2013 г. привести штатные расписания в соответствие с настоящим Указом и перечнем должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь;
принять меры по трудоустройству государственных служащих, подлежащих высвобождению при реализации настоящего Указа, с учетом их профессии, квалификации и ранее занимаемой должности, в том числе путем перевода на иную, не связанную с государственной службой работу.
Персональную ответственность за проведение оптимизации численности государственных служащих, применение оснований увольнения государственных служащих возложить на руководителей соответствующих государственных органов, иных государственных организаций.
22. Государственным органам и иным государственным организациям при сборе информации, не содержащейся в государственной статистической отчетности, обеспечить неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 ”О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2, 1/8173), иных актов законодательства, регламентирующих порядок сбора такой информации.
23. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь и отдельные положения указов согласно приложению 5.
24. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.
25. Настоящий Указ вступает в силу с 12 апреля 2013 г., за исключением пунктов 1, 3 – 10, 14, 23, которые вступают в силу с 1 июля 2013 г.
Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко