Георгий ПОПЛАВСКИЙ: Мне интересно заглянуть не только в форточку своего окна
Кажется, присуждение премии Союзного государства в области литературы и искусства в прошлом году подвигло белорусского художника и графика Георгия Поплавского к еще более активному творчеству.
Выставки, поездки, экспедиции… И в свои восемьдесят два Георгию Георгиевичу на месте не сидится. Корреспондент «СВ» поговорила с Георгием Поплавским о планах, любви к экспедициям и творчестве молодых.
– Знаю, вы всегда много путешествуете, объездили с мольбертом полмира. Не сложно работать в таком режиме?
– Я действительно много путешествую. Это творческие экспедиции. Смотрю, изучаю, делаю эскизы, а потом в мастерской завершаю работы. Всегда после экспедиций проходят выставки в Москве, российских городах и, как правило, столицах стран, где бываем. Все страны своеобразны. Не посещаем туристические места, а работаем в глубинке, где наиболее колоритная и традиционная жизнь.
– А что касается белорусских и российских регионов, намного ли отличается там жизнь?
– Я человек советского времени, для меня российское и белорусское – одно целое. Жили мы в одной стране, проблемы и радости были едиными. Не вижу разницы, где провожу пленэр – в Торжке, Валдае или в Бобруйске и Горках. Особенно не ощущаются различия в провинциях. С удовольствием работаю и над белорусской, и над российской тематикой.
– Как вы оцениваете с высоты своего опыта молодое поколение художников и новые направления в искусстве?
– Я работал в течение тридцати лет в академической мастерской с молодыми художниками, поэтому хорошо знаю, как и над чем они работают, что их волнует. К сожалению, последнее время молодых захватывают рыночные отношения. Им охота больше работать на прилавок и потребителя, следовать моде, а не формировать и искать себя, пытаясь понять, что у тебя действительно получается и что ты любишь. Наше поколение достаточно насмотрелось и знает, как быстро уходит это модное, не оставляя следа в искусстве. Часто приходилось наблюдать: один год художник дает одно, второй – другое. А где его личное, обособленное, где его «я»?!
– А что помогло вам найти это свое «я»?
– Во-первых, школа. Во-вторых, моя любовь к путешествию, движению, познанию мира. Мне охота заглянуть не только в форточку своего окна. Так я определился как художник более широкого диапазона. Кроме того, мне много дала работа в иллюстрации, книжной графике, которые позволили мне расширить стилистику. Работать над иллюстрацией к Быкову, Шекспиру, Пушкину одинаково невозможно. Ты невольно прикасаешься к быту, в котором жил писатель, времени, в котором писалась история. Это развивает чутье мира, в котором ты находишься в данный момент.
– Поделитесь с читателями, откуда у вас столько энергии?
– От желания жить, творить и не только самому радоваться жизни, но и радовать других людей.