Где искать друзей?

Источник материала:  
28.03.2013 — Разное

Казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев, фильмы которого получали награды в Локарно и Каннах, из тех, кто поклоняется русской классике.

По мотивам ее он снял цифровую версию рассказа Чехова «О любви», видеофильм «Шуга» по роману «Анна Каренина» и картину «Студент» по «Преступлению и наказанию». «Студента» показали в «Особом взгляде» на 65-м Каннском фестивале, а также в программе «Русский след» на 34-м ММКФ. Кроме того, на Московском фестивале Дарежан был членом жюри конкурса «Перспективы».

– Чем привлек ваше внимание не раз экранизировавшийся роман Достоевского «Преступление и наказание»?

– Тем, что он очень красив по композиции, об этом еще Марсель Пруст говорил, там много сцен, которые  просятся на экран. Допустим, сцена убийства: Раскольников убил старуху-процентщицу, забыл закрыть дверь, туда случайно вошла женщина – эти вещи так и просятся, чтобы их снимали, возбуждают, если хотите, кинематографический аппетит у режиссера. В юности, когда я приехал из провинции в Алма-Ату, я много читал русскую классику, и она помогла мне выжить в большом городе. Можно сказать, что психологически я опирался на нее. Известно, что отмечают итальянскую и французскую живопись, немецкую науку, английский театр и – русскую литературу. Считается, что литература – это главное, что сделано русскими в XIX веке, да я и сам думаю, что русская литература лучшая в мире. И мне приятно осознавать, что когда мы жили в Советском Союзе, в каком-то смысле все были русскими, русская литература и искусство принадлежали всем. А экранизировал я те произведения, которые мне особо запомнились. Ведь в голову в первую очередь приходит то, что близко, а мне нравилась вся русская классика. Рассказ Чехова «О любви» считаю одним из лучших о любви. Картину «Шуга» по сюжету «Анны Карениной» я снял на материале жизни в современном Казахстане.

– Насколько сложно было погружать роман  XIX  века в ауру современности?

– Большинство экранизаций, а «Анну Каренину» экранизировали 20 раз, к сожалению, делается так – берут роман и фотографируют героев в костюмах того времени, и эта историческая мишура мешает зрителю. Главное же не то, что роман написан в XIX веке, а то, что современна его проблематика, а если это так, почему бы не снять его в нашем времени? Нужно суметь перевести книгу на язык изображения и звуков и хорошо смонтировать все. «Преступление и наказание» написано Достоевским во времена, когда в Россию пришел капитализм и начала разрушаться традиционная  жизнь русского общества. Сейчас такое происходит в Казахстане, да и в России все это продолжается, это уже второй приход капитализма, который продолжает разрушать традиционное общество, коим и был советский строй. Люди начинают делиться по деньгам, и, конечно, молодежь остро на это реагирует, эта реакция и описана в «Преступлении и наказании». Считаю, что роман, как никогда, актуален в казахском обществе, в котором культ денег зачастую оказывается превыше всего. Это наша реальность, отвернуться от нее невозможно. И нам придется решать все эти вопросы.

– Общеизвестно, что Россия и Беларусь вот уже много лет живут в  Союзном государстве, но сегодня на повестке дня – Евразийский союз, в который кроме России и Беларуси должен войти и Казахстан. Что вы могли бы сказать о сохранении российско-казахстанских связей в культуре?

– Александр Невский, если не ошибаюсь, умирая, завещал соотечественникам: «Границы укрепляйте на Западе, а друзей ищите на Востоке». И Гумилев писал о том, что когда Россия сближается с Востоком, дела у русских людей идут хорошо, а когда с Западом – не очень. Русские люди, конечно,  сами должны решить, что им делать, но исторические факты и параллели говорят о вполне конкретных вещах. Как было – хорошо знаем из книг. Так что, мне кажется, будет неплохо, если Россия с Запада повернется на Восток. Да и сама идея Евразийского союза весьма конструктивна, хотя у малых народов, к коим отношу и белорусов, и казахов, всегда есть страх быть «проглоченными» большой страной – Россией. Но в одиночку сегодня не выжить, все видели, что было сделано с Ливией и Сирией. Признаюсь, мне не очень нравилось то, что делали наши лидеры, но что касается Евразийского союза, однозначно – надо объединяться, это хорошее дело.

– Когда бываете на международных фестивалях, на что прежде всего обращаете внимание?

– Размышляю о современном кинематографе – что именно считать таковым. Но для этого вначале надо понять, что считать современностью. Что является самой характерной ее чертой – это философский вопрос. Может, информационность? Или идейность? Или присутствие в том, что вы сняли, научного взгляда? Одни вопросы… Так что будем уповать на интуицию.

←Широкая душа Алексея Петренко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика