Мы объединяемся для того, чтобы жить в ХХI веке
На евразийском постсоветском пространстве существуют и существовали совершенно объективные предпосылки как минимум к региональному сотрудничеству и к региональной интеграции тех народов, которые живут по соседству.
Проблемой остается та взрывная волна дезинтеграции, которая до сих пор продолжает распространяться вокруг развала Советского Союза. Успех – это то, что Таможенный союз в прошедшем году показал, что он может жить, что он живет и что, по крайней мере, в макроэкономике он уже стал давать определенные позитивные результаты. Я имею в виду увеличение товарооборота между тремя странами. Собственно говоря, увеличение товарооборота – это и есть прямая цель любого таможенного союза, не только нашего, но и вообще любого. И эта цель явно достигается.
Проект Евразийского союза – это наша объективная реальность. Мы объединяемся для того чтобы жить в двадцать первом веке, – вот и все. На самом деле двадцать первый век будет не менее сложным, чем двадцатый, и не менее сложным, чем все остальные, и один из вызовов – это вызов многополярности.
Запад однополярную систему мира не «потянул». Не смог. Вот в 1990-х годах действительно был, я считаю, пик
доминирования Штатов, но уже сейчас нулевые показали, что у Штатов не хватает ни материального, ни даже морального ресурса для того, чтобы в одиночку решать мировые геополитические проблемы. Уже совершенно ясно, что в мире будет много полюсов развития. Тем не менее наш выбор достаточно ограничен.
Союзное государство – успешный прототип того, что, может быть, удастся выстроить в Евразийском союзе. А потенциал его до сих пор не исчерпан до конца. В свое время его развитие затормозилось, концепция с Союзным государством до сих пор не реализована до конца.
Я думаю, что оно было прототипом для всей постсоветской интеграции. Развитие Союзного государства внутри Евразийского союза может быть матрицей и для развития самого Евразийского союза.
Таможенный союз стартовал и показал свою жизнеспособность, и, в принципе, появилась почва для того чтобы говорить, что вся наша работа в этом направлении имеет смысл. Наша интеграция может перейти на какую-то более высокую ступень. Стало возможным говорить о создании Евразийского союза и его развитии, не ограничивая этот процесс только вопросами таможенных правил, барьеров и так далее.
Я считаю, что это совершенно правильно, потому что одной только торговлей ограничиваться будет крайне сложно. Чтобы создать действительно эффективный центр развития, эффективные экономические, социальные, культурные и многие другие связи, одного только устранения таможенных барьеров и одной только унификации таможенного законодательства будет мало. И это путь любого регионального союза. От простого – к более развитому, к более сложному и так далее.
Евразия – это очень большое пространство, очень сложное, непростое, специфическое. Как дальше будет Евразийский союз развиваться, неизвестно. Возможно, он будет расширяться.
Сергей МИХЕЕВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры РФ