Резервы без издержек
Удержать инфляцию в этом году на уровне запланированных двенадцати процентов возможно. Что для этого необходимо сделать?
Ольга КИРВЕЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений БГУ
В сравнении с кризисным 2011 годом инфляция в нашей стране существенно сократилась. Правительством поставлена задача по ее снижению до двенадцати процентов при одновременном обеспечении роста ВВП на 8,5 процента. Необходимость решения этой задачи обусловлена самой жизнью: инфляция ведет к снижению покупательной способности, обесцениванию сбережений в национальной валюте, снижению инвестиционной привлекательности экономики. Обычно считается, что десятипроцентный барьер инфляции является допустимым в условиях динамичного развития и не препятствует экономическому росту. Поэтому естественно стремление правительства достичь приемлемого для экономики уровня инфляции. Какие же резервы имеются для снижения роста цен?
В позапрошлом году потребительские цены выросли на 108,7 процента в связи со значительной девальвацией белорусского рубля. Вместе с тем рост цен сдерживался государством, что заключалось в регулировании цен на социально значимые товары. В 2012-м цены росли преимущественно на те товары, инфляция по которым сдерживалась в предшествующем году. Значительно подорожали молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, говядина и свинина, мясо цыплят-бройлеров. Более высокими темпами цены росли на услуги — санаторно-курортные, бытовые и коммунальные, высшее образование. В связи с увеличением акцизов значительно повысились цены на алкоголь и табачные изделия. Иными словами, инфляция в 2012 году имела характер компенсации в условиях отложенного роста цен.
Если обменный курс белорусского рубля в нынешнем году существенно не упадет (а для этого есть все основания), и при условии соблюдения ряда требований в области монетарной политики, есть возможность удержать инфляцию в нынешнем году на уровне запланированных двенадцати процентов. При этом как дополнительный инструмент придется использовать административное регулирование цен, чтобы избежать их необоснованного повышения в интересах отдельных производителей товаров и услуг.
В международной теории и практике, как правило, рассматривают два основных вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек.
Инфляция спроса проявляется в превышении спроса над предложением при полной загрузке производственных мощностей. Причины: рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения (в обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами), в результате происходит рост цен и возникает инфляция. Именно поэтому в Беларуси в последнее время огромное внимание уделяется соотношению роста производительности труда и заработной платы.
В то же время производительность труда не может вырасти исключительно за счет увеличения производственной нагрузки на работающих. Отсюда и поставленная в прошлом году перед агропромышленным комплексом задача, построить в каждом хозяйстве новую молочно-товарную ферму, а в нынешнем — жесткий контроль над модернизацией всего промышленного комплекса страны. Впрочем, процесс этот не всегда идет гладко, для повышения его эффективности необходимы и дополнительное привлечение инвестиций в экономику страны, и жесткий контроль за их использованием. Это подразумевает создание соответствующего бизнес-климата, который, как и инвестиционная привлекательность Беларуси, во многом зависит опять-таки от уровня инфляции.
Инфляция издержек (или предложения) связана с ростом цен из-за увеличения издержек производства. Главным образом это итог повышения цен на сырье, прежде всего энергоресурсы. Девальвация 2011 года явилась причиной развития именно инфляции издержек вследствие высокой степени зависимости Беларуси от импорта. Вместе с тем зачастую рост цен на отдельные виды продукции превышал увеличение издержек производства (это происходило с целью получения сверхприбылей), что обусловило необходимость административного регулирования цен со стороны государства. Иными словами, речь идет именно о модели социально ориентированного государства с рыночной экономикой, взятой в нашей стране за основу. Обвальная приватизация в Беларуси не допущена, определен перечень продуктов питания, цены на которые контролируются государством. Впрочем, в большинстве своем ценообразование сегодня свободное и определяется исключительно соотношением спроса и предложения, то есть рыночными механизмами. Однако белорусское государство , как и любое другое, держит в этой сфере руку на пульсе, будучи готовым немедленно вмешаться в случае появления тенденции к явным ценовым перекосам.
Таким образом, очевидно, что рост цен в стране в последние годы происходит под воздействием факторов как инфляции спроса, так и инфляции издержек. Именно поэтому факторы спроса — сдерживание необоснованного роста денежной массы, а также инструменты административного регулирования цен — могут явиться резервами снижения инфляции в Беларуси.
Однако достичь этого сугубо административными или монетаристскими методами невозможно, необходимо решение целого комплекса задач: стимулирование предпринимательской активности, модернизация производств и выпуск конкурентоспособной продукции. По существу, уровень инфляции зависит от состояния реального сектора белорусской экономики. И повышение эффективности производства товаров и услуг является одним из главных резервов снижения темпов роста цен.