Кумиры российской молодежи
Исследовательский центр «Лаборатория Крыштановской» представил СМИ результаты своего исследования, посвященного теме «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры».
В центре внимания – молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет. Опрашиваемые были разделены на четыре группы: студенты гуманитарных и технических специальностей, молодые специалисты и люди без образования.
Доктор социологических наук Ольга Крыштановская утверждает, что современная молодежь не имеет самоидентификации и ясной системы координат: «Мы пытались понять, как молодые люди представляют наше общество, какое место себе в нем отводят. Советская система была разрушена, а на смену ей не пришло никакой новой модели, поэтому молодые люди на простой вопрос: «Кто они и какой социальный статус имеют?» – часто теряются и не знают, что ответить».
Отношение к России у респондентов меняется прямо пропорционально возрасту: чем старше – тем критичнее. Студенты первых курсов считают, что Россия – великая держава, а студенты постарше и молодые специалисты – что страна катится в пропасть, деградирует и разрушается.
Из доклада также следует, что подавляющее большинство молодых людей аполитичны, плохо представляют себе функции и структуру государства, не понимают, как устроена политическая система, и поэтому предпочитают либерально-демократическую идеологию. Многие боятся власти и полагают, что она – центр притяжения коррупционеров и меркантильных циников.
Социологи «Лаборатории Крыштановской» отмечают занятный нюанс: молодые люди не очень доверяют политикам, даже оппозиционного толка, полагая, что все они вращаются в одной системе и, по сути, сражаются исключительно за власть. Пока не возник на горизонте лидер-герой, способный повести за собой протестующие массы, молодежь борется своими силами. Многие молодые люди увлеченно и самоотверженно помогают сделать мир лучше, а интернет и социальные сети стали местами их сосредоточения.
Но тем не менее кумирами молодежи стабильно остаются известные телеперсоны: политики, шоумены, редко – спортсмены. С особой любовью отмечают Андрея Малахова, Ивана Урганта и Тину Канделаки. Вероятно, 60% молодежи лукавят, говоря о том, что телевизор совсем не смотрят.
Среди популярных персонажей нет ни одного, кто бы представлял профессию ученого, врача, преподавателя или инженера. «Это очень тревожная тенденция, потому что, даже получив профессию, молодые люди не идентифицируют себя с ней. Как массовый тренд они называют себя безработными. Поэтому мы ввели специальную категорию «новые безработные» – это молодые люди, которые работают и при этом считают себя безработными. Вот такой парадокс», – комментирует Ольга Крыштановская.
Молодые люди часто не видят качественного развития и перспектив в полученной профессии, поскольку в основном у них есть только нестабильные подработки, нередко – из совершенно разных сфер. Таким образом, многие оказываются вне понимания традиционной профессии, а это, в свою очередь, порождает неопределенность, разочарование, ложные ожидания и в конце концов – фрустрацию. Однако исследователи «Лаборатории Крыштановской» считают, что не все еще потеряно, стоит государству только помочь молодежи разобраться со своей социальной идентичностью.