Кросны для Кристины

Источник материала:  
12.03.2013 — Разное

Набожник от прапрабабушки помогает десятилетней девочке под руководством матери и бабушки совершенствовать ткацкое мастерство

На третьем областном конкурсе ткачества минувшей весной четвероклассница из Любани Кристина Грищеня оказалась в “серебряной” серединке родственников: девочка получила диплом 2-й степени, ступенькой выше оказалась ее бабушка, Мария Семеновна, диплом 3-й степени достался матери Кристины Зое Михайловне. А еще стать призером конкурса Кристине помогали 83-летняя прабабушка Валентина Семеновна, прапрабабушка Федора Ивановна, передавшая потомкам в наследство не только кросны, но и образцы настоящего народного искусства.

Материнское наследие

Над древними ткацкими станками в одном из классов Любанской детской школы народного декоративно-прикладного искусства висят яркие, многоцветные скатерти, рушники. Кристина бережно показывает набожник — полотенце, которым крестьянки украшали самое дорогое в доме — иконы. Настоящее произведение народного искусства, вытканное руками ее прапрабабушки Федоры Ивановны, в свободные минуты от нелегкого крестьянского труда творившей в деревне Пруссы соседнего Стародорожского района. Тончайшие узоры, переливы цветов — не каждый художник изобразит такие тонкости кистью, а тут набрано, выткано нитками. Причем так, что и спустя столетие набожник словно только снят с ткацкого станка. Возможно, с того, который с удовольствием показывает бабушка Кристины, лаборант-преподаватель Мария Тарахович.

— Эти кросны я привезла с собой из деревни, где в подростковом возрасте начинала ткать под руководством и контролем матери, — рассказывает Мария Семеновна. — Мама, в раннем возрасте оставшаяся сиротой, не раз наставляла: надо учиться всему, в жизни пригодится... Тогда ткачество было не увлечением, а жизненной необходимостью, из сотканных полотен люди шили одежду. Хотя истинные любители красоты находили время и ткали что-нибудь для души, яркое, оригинальное. Такое, что потом вся деревня удивлялась...

Настоящими мастерицами были предки Марии Семеновны. Скатерти, полотенца, покрывала своей матери, Валентины Санкевич, женщина вывесила перед глазами на рабочем месте в школе. Иногда она копирует оригинальные узоры, но чаще творчески развивает их. Нередко звонит в деревню матери, просит о консультации. И Валентина Санкевич непременно подскажет, посоветует. Да, не все ладно у 83-летней сельчанки с грамотой, математикой, но формулы ткацкого мастерства она запомнила на всю жизнь.

Кристина любит гостить в Пруссах у бабушкиных мамы и папы. Там все дышит любовью к красоте, гармонии, творчеству. Вытканные Валентиной Семеновной покрывала, скатерти, полотенца украшали многие дома, которые на загляденье строил ее супруг, Семен Моисеевич. Прекрасно зная, что при изготовлении узоров на полотне нужно много считать, девочка не может не спросить прабабушку: как при двух классах образования она умудрялась все до мелочей рассчитать, выверить? И в ответ слышит: так это, внучка, наверное, природой заложено, от далеких-далеких предков идет. Действительно, ткачество широко распространилось еще при первобытно-общинном строе. После охотника и землепашца, профессия ткача, наверное, самая древняя. И не менее важная. Не случайно появление ткацкого станка, примерно за 5—6 тысяч лет до нашей эры, ученые считают одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития.

Семья ткачей

Кристина как губка впитывает все рассказы, воспоминания многоопытных предков. Потом за ткацким станком в школе декоративно-прикладного искусства под руководством бабушки вспоминает их советы, привносит что-то свое. Рядом, как правило, и Зоя Михайловна. И хотя мама Кристины преподаватель, в такие моменты она предпочитает больше слушать. Да, у женщины высшее образование, много упорства, но в ткачестве еще немало тонкостей, секретов, которые она намерена перенять у своей матери. На областном конкурсе мастерством Марии Семеновны заинтересовались преподаватели университета культуры. Действительно, работать на восьминитовом станке так как она — высший пилотаж ткачества: тонкий узор, четкие линии. Но почти автоматически манипулировать восемью педалями, челноком, постоянно контролируя рисунок на полотне, — такое не каждому мастеру под силу.

— Ткачество — это не только фантазия, красота, гармония, но и довольно сложная математика, которая развивает мыслительную деятельность человека, — рассказывает завуч школы Зоя Дубик. — Потому оно и интересно творческому, мыслящему человеку, который к тому же дорожит историей страны, народными и семейными традициями.

←Новости минского региона

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика