Дойдут ли деньги до крестьян?
В Москве прошел очередной съезд крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета ГД по аграрным вопросам, вице-президент АККОР Светлана МАКСИМОВА.
Россия начинает жить по правилам ВТО, а значит, у нас должны стать равными не только условия конкуренции с производителями продукции других стран, но и объемы поддержки села. Это общее мнение делегатов съезда. Лишь в таком случае можно стремиться к достижению цели, поставленной для аграрного сектора президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ.
Напомню, глава государства сказал, что в ближайшие четыре-пять лет Россия должна полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем наша страна должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.
Убеждена: эта задача выполнима, если фермеры будут крепко стоять на ногах. Уже сейчас они вносят существенный вклад в экономику. По предварительным данным Росстата, на конец 2012 года в стране насчитывается 192 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и 84 тысячи индивидуальных предпринимателей, которые производят 8,5 процента, а вместе с личными подсобными хозяйствами – более 50 процентов от общего объема сельскохозяйственной продукции. В минувшем году именно фермерами произведено 22 процента всех зерновых культур, 12 процентов – сахарной свеклы, 27 процентов – подсолнечника.
На 1 января 2013 года в фермерских хозяйствах России содержится 1,9 миллиона голов крупного рогатого скота, в том числе 965 тысяч коров, а также 8 миллионов овец и коз. Кроме того, на откорме содержится более 560 тысяч свиней. Прирост поголовья КРС в 2012 году зафиксирован только у фермерских хозяйств.
Отмечу, что федеральные власти обновляют аграрную политику, дополняют ее современными мерами поддержки. Так, с нынешнего года Россия переходит к господдержке на каждый гектар пашни. Это правильный подход. Но пока на погектарные субсидии планируется выделить чуть более 15 миллиардов рублей, то есть в среднем на гектар с учетом региональной поддержки – около 250–300 рублей. А европейским фермерам помогают по четырем каналам. Первый – прямые дотации Евросоюза на гектар. Второй – дотации Евросоюза на гектар по различным программам. Третий – дотации стран, их регионов или Евросоюза для ограничения ведения сельского хозяйства. И четвертый – поддержка от своего государства. Вот данные по некоторым странам Европейского союза: Польша – 226 евро на 1 гектар, Эстония – 337, Франция – 387, Германия – 444, Нидерланды – 544, Финляндия – 954 евро. Сравнение пока не в нашу пользу. И министр сельского хозяйства России Николай Федоров согласился, что 15,2 миллиарда рублей, выделенных на погектарную поддержку, – это очень мало. «Мы договорились с правительством добавить еще 10 миллиардов для посевных работ. Будем добиваться увеличения погектарной поддержки в будущем», – сообщил министр и призвал самих фермеров быть более сплоченными и активными, развивать сельхозкооперацию и последовательно повышать товарное качество продукции.
Делегаты хотели знать: на какую помощь от государства можно рассчитывать? Дойдут ли средства до реальных сельхозтоваро-производителей или осядут в «карманах» торговых сетей?
Красной нитью через выступления официальных лиц и делегатов прошла мысль о том, что сегодня у российского фермерства есть исторический шанс для развития. Надо помочь реализовать эту возможность с учетом имеющихся рисков. А их немало. В частности, президент АККОР Владимир Плотников отметил, что вступление в ВТО состоялось в очень сложное для крестьян время. Три года недоборы из-за засухи. Образовались долги по кредитам. Наблюдается нестабильность цен на сельхозпродукцию и, наоборот, стабильный рост цен на ГСМ, удобрения, средства защиты растений, технику и запчасти, электричество, газ, транспортные услуги и т. д. На фоне новых угроз обостряются и застарелые проблемы. Прежде всего это рост продовольственного импорта и трудности с реализацией отечественной продукции. Получается, что, покупая продовольствие, привезенное из-за рубежа, российский потребитель вкладывает деньги не в отечественное производство, а в иностранное.