Почему нельзя приватизировать все
Сергей СОЛОДОВНИКОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой “Экономика и право” БНТУ
Среди части экспертного сообщества до сих пор сохраняется миф о том, что распродав госсобственность, отдав ее в руки частников, мы заживем богато и счастливо. По этому поводу на недавнем заседании правительства Президент Александр Лукашенко еще раз подчеркнул: “Кампанейщины с продажей не будет. Хочешь купить — плати полную цену”.
В сознании большинства людей относительно гармонично уживаются две, казалось бы, противоречивые вещи: здравый смысл, основанный на жизненном опыте, и мифологизация мышления, проистекающая из упрощения общественной жизни. Например, несмотря на горькие уроки рыночных реформ, основанных на обвальной приватизации у наших соседей (за последние двадцать лет только из России частным бизнесом было вывезено за границу два триллиона долларов), достаточно большое количество соотечественников по-прежнему верит в миф о том, что применение рыночных реформ в экономике автоматически повышает эффективность народного хозяйства. Вместе с тем до настоящего времени даже в самых “рыночных” странах отсутствуют практически доказанные свидетельства более низкой эффективности государственных предприятий, работающих в рыночной среде, по сравнению с частными.
Любой человек, успешно изучивший курс экономической теории в университете, знает, что товар товару рознь. В частности, существуют так называемые товары Гиффена, потребление которых (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены, то есть они (в случае высокой степени инфляции) заменяют собой другие товары. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товаров Гиффена, к которым в Беларуси относится хлеб, все наоборот: при повышении цен на хлеб люди будут его больше покупать, но меньше, например, мяса. В этом и заключается “парадокс Гиффена”: при повышении цен на определенные виды товара (в основном товары первой необходимости, малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель) их потребление повышается за счет экономии на других товарах.
В связи с этой особенностью хлебопродуктов их производство является для частного бизнеса стратегически очень прибыльным. Но прибыльным при условии отсутствия на рынке хлебопродуктов серьезного конкурента в виде государственных предприятий, которые препятствуют значительному росту цен на хлеб. Именно поэтому частный бизнес не стремится строить новые хлебозаводы, а хочет приватизировать уже действующие. Осуждать бизнесменов за это нельзя. Бизнес всегда стремится к максимизации прибыли — это его цель, мотив. Стремясь умерить аппетиты частного бизнеса, практически любое государство постоянно контролирует рынки (вопрос в умении найти оптимальные механизмы и формы этого контроля), развивает государственно-частное партнерство, стремится к развитию социально ответственного предпринимательства.
Именно поэтому в Беларуси предприятия отрасли хлебопродуктов должны оставаться в руках государства и не подлежать приватизации. Президент Александр Лукашенко заявил по этому поводу: “Цепочка: поле, поставки зерна, хлебозаводы — это железно государственные предприятия. Их ни в коем случае нельзя приватизировать... Все остальное мы не запрещаем: в гипермаркетах, на улице, дома (главное — санитария) пусть частники пирожки и булочки пекут и продают, как во всем мире”.
Отказ от приватизации хлебокомбинатов, как и некоторых других предприятий, не означает, что не надо совершенствовать формы и механизмы адаптации государственных предприятий к рыночной динамике. Конечно, надо. При этом, однако, не надо надеяться на “невидимую руку” рынка, а уделять особое внимание мотивации руководителей и трудовых коллективов государственных предприятий. Предприятия в белорусской экономической модели, как справедливо отмечает белорусский экономист Людмила Васюченок, существенно ограничены в реализации главной функции экономической организации в рыночной экономике — функции товаропроизводителя. Они не свободны в установлении объемов выпуска в соответствии со спросом и предложением, в контрактных отношениях с владельцами факторов производства и покупателями продукции, в извлечении и присвоении командой предприятия результата ее специфической производительности. Ограничение функции экономической организации как самостоятельного товаропроизводителя ведет к скрытому производству отрицательной добавленной стоимости, не позволяет создать устойчивые внутренние конкурентные преимущества, которые служат основой развития и обеспечивают адекватный ответ внешним вызовам и потрясениям.
Согласен с теми белорусскими экономистами, которые считают, что с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики следует приступить к подготовке системной реформы белорусских предприятий (именно к реформе, а не к обвальной приватизации). Так как преобразования предприятий возможны лишь как эволюционные, неизбежно длительное сосуществование государственного и частного секторов.