Многоэтажный снег
В Минске появятся снегоплавильные машины отечественного производства
В каждом городе есть места, где снег лежит не только зимой, но даже летом. Чтобы ускорить таяние гигантских сугробов, столичные снежные свалки планировали оборудовать снегоплавильной техникой, но, как выяснилось в ходе эксперимента, импортные машины не предназначены для работы на белорусских просторах. Корреспонденты “НГ” поинтересовались, какую альтернативу предложат минские дорожники.
Неоправданные надежды
— Прошлой зимой мы проводили эксперимент по плавлению снега на специальной машине канадского производства, — рассказывает главный инженер ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома” Александр Ярошик. — Но в ходе испытаний проявились некоторые сложности: машина быстро нагревалась, и ее приходилось долго очищать от налипшего снега и песка. Поэтому пока мы планируем вводить стационарные снегоплавильные установки, работающие на газе. Они будут не менее эффективны, но адаптированы к нашим условиям.
Такие снегоплавильные установки начнут выпускать довольно скоро: завод “Белкоммунмаш” тесно сотрудничает с канадской фирмой, специализирующейся на производстве таких машин. Уже к 2020 году “Горремавтодор” планирует минимизировать вывоз снега именно благодаря его плавлению на новых установках. По словам главного инженера, эти машины можно будет стационарно подключать к газу. Но самое главное, они смогут “отфильтровывать” песок, собирающийся в снежной массе.
Правильное складирование
Но пока новую технику только начинают разрабатывать, уборка города и вывоз снега ведутся традиционными методами, а снег тает естественным путем. Корреспонденты “НГ” отправились на самое крупное снегохранилище столицы, чтобы своими глазами увидеть, что же происходит на свалке зимних осадков.
Гигантский снежный “отходник” расположился на улице Гинтовта в микрорайоне Уручье, прямо за жилыми домами. Сюда каждый день вывозят снег из Партизанского района и с двух крупнейших проспектов Минска — Независимости и Победителей.
— К зимнему складированию снега мы начинаем готовиться еще в июне, — рассказывает Александр Ярошик. — Подбираем несколько площадок для хранения снега и отправляем документы на согласование. На этих площадках проводят многочисленные исследования: проверяют состав почвы, наличие канализационных сетей, а где-то в октябре—ноябре мы утверждаем окончательный список снежных свалок.
Для правильного складирования разработана целая система: первые привезенные “партии” снега бульдозер выравнивает по периметру, а уже остальные распределяет по всей ее площади. При этом сначала оставляют проезды, по которым снегоуборочная техника сможет продвигаться в центральную часть отходника. После того как все пространство вокруг проездов завалено, снегом заполняют и сами дороги. Потом громадные сугробы поливают водой: чаще всего для этого используют пожарные рукава из близлежащих домов. Когда снег оседает, на его поверхности образуется плотный наст, по которому спецтехника заезжает наверх и складирует “второй этаж”.
— Таких этажей может быть сколько угодно, — поясняет Александр Ярошик. — Площадок для хранения снега не так уж много, поэтому и создаем “многослойные” свалки. Это позволяет экономить площадь: например, на том месте, где мы сейчас стоим (высотой примерно два метра), уже утрамбовано пять-шесть метров снежных сугробов.
Бульдозеры работают на свалке круглосуточно, чтобы снегоуборочная техника справлялась максимально быстро.
Контрольная зачистка
Очевидно, что после того как снег на свалке растает, все вредные вещества, содержащиеся в нем, осядут в земле. Соль, осадки выхлопных газов, свинец, нефтепродукты, реагенты... Не станет ли место такого небезопасного отходника непригодным для дальнейшего использования?
— Снежные свалки не могут нанести значительного вреда окружающей среде. Сейчас площадок, которые можно отвести под складирование, становится все меньше, — говорит заместитель председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Алейникова. — Минск активно застраивается, вот и приходится организовывать свалки за пределами столицы. Площадка для отходника может прослужить два-три года, а может и больше, если проводить работы по рекультивации земель.
Чтобы не допустить загрязнения почвы, комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды держит площадки под постоянным контролем. Каждый год после окончания снежного сезона “Горремавтодор” “сдает” место отходника. Если в пробах почвы уровень содержания нефтепродуктов или других вредных веществ превышен, верхний слой земли соберут бульдозером, а очищенную площадку засыплют песком.
Больше чем погода
|