Почему в Беларуси придорожный сервис — одно название?
7 февраля Александр Лукашенко сказал о том, о чем уже много лет говорят представители туристической индустрии: в Беларуси нет ни достойного турпродукта, ни инфраструктуры туризма, ни соответствующего сервиса. Кто должен услышать президента?
О недостатках в туристической сфере Лукашенко говорил на совещании по работе Управления делами президента, но поднятая проблема явно шире и касается не только подведомственных этой структуре организаций.
«Еще вопрос, касающийся сферы услуг. На каком они у нас уровне? На мировом? Глубоко сомневаюсь. Сколько лет говорим о въездном туризме! Но реальных дел не видно. Инфраструктуры по большому счету нет. Придорожный сервис — одно название. Вся индустрия отдыха — рыбалка и охота», — заявил глава государства.
Почему не развивается придорожный сервис?
Развитие придорожного сервиса в Беларуси — процесс, растянувшийся во времени и пространстве, но почти недвижимый. Хотя поставлены задачи уже к 2014 году достичь европейских стандартов и иметь в среднем на каждые 40 км автотрассы хотя бы один объект придорожного сервиса. Пока же придорожные объекты размещены неравномерно — в 50-километровой зоне вокруг Минска есть из чего выбирать, а в регионах порой встречаются и «белые пятна» по 100-130 километров.
Директор Витебского бизнес-центра Леонид Шур отмечает, что одна из причин медленного развития придорожного сервиса заключается в том, что государственная поддержка предпринимателей, занимающихся этим бизнесом, декларирована, но на практике «оказывается не гарантированной».
Например, в указе президента «О мерах по развитию придорожного сервиса» прописано льготное кредитование для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним. На практике же получить льготный кредит в банке на эти цели проблематично.
Так, Витебский бизнес-центр занимался составлением бизнес-плана по организации пункта придорожного сервиса для индивидуального предпринимателя Виктора Старцева. Однако кредит бизнесмен не получил, так банк посчитал, что риски слишком велики. Например, одним из них был назван пенсионный возраст предпринимателя, а также то, что он не вел никакой деятельности, кроме строительства объекта.
«Отмечу, что Старцев — очень опытный предприниматель, — рассказывает Леонид Шур. — Он вложил заработанную им определенную сумму в этот объект. И обратился в банк, потому что ему не хватило ресурсов для окончания строительства. Банк незавершенное строительство не взял в залог, посчитав его недостаточно ликвидным».
Витебский бизнес-центр обратился в Витебский облисполком, который занял позицию «над схваткой»: «Мы аргументировали свою позицию тем, что указ президента прописывает льготное кредитование, что в строительство объекта вложены значительные средства, и речь идет о том, чтобы объект достроить. Однако это ничего не изменило».
У Старцева начались проблемы: партнер, с которым он работал, отказался от сотрудничества и стал требовать свою часть средств, вложенных в объект. С консультативной помощью Витебского бизнес-центра Старцев нашел инвестора, почти достроил объект, выплатив часть денег своему бывшему партнеру.
То есть предприниматель обошелся без государственной поддержки, хотя государству такую поддержку декларировало. А сколько представителей малого бизнеса отказываются от своих планов, столкнувшись с нежеланием госорганов выполнять свои обязанности. Нередки случаи, когда и крупный бизнес, готовый вкладывать большие деньги в придорожный сервис, сворачивает удочки, нарвавшись на классический отечественный бюрократизм.
Государство жестко стелет, но хочет мягко спать
Когда говорится о необходимости развивать и поддерживать туристическую инфраструктуру и придорожный сервис, под этим следует предполагать поддержку частного предпринимательства. Ведь туристическая инфраструктура и придорожный сервис — это как раз сферы интересов частников, тяжеловесная государственная экономика в таких динамичных отраслях результата не добьется. Задача государства — создать условия, в первую очередь, законодательные. И в этом направлении уже немало сделано — для бизнеса в сфере придорожного сервиса созданы вполне комфортные условия. Но, к сожалению, практика показывает, что эти условия есть только на бумаге.
Государство может сделать среду для развития придорожного сервиса, туристической инфраструктуры и бизнеса в целом более благоприятной, считает Леонид Шур:
«Законодательство должно быть прозрачным. В настоящее время система штрафов в законодательстве прописана с припиской «на усмотрение контролирующих органов». Получается, сам законодатель подготовил почву для коррупции. Кроме того, штрафы огромны и несоразмерны ущербу, который наносится. У нас неоднократно были случаи, когда предпринимателей наказывали на миллиарды рублей (до деноминации), а ущерб государству не был нанесен. К сожалению, предприниматель работает в ситуации, когда ответственность слишком велика, а позиция государства в отношении к малому и среднему бизнесу продолжает оставаться очень жесткой».
Таким отношением государства к предпринимателям пользуются и банки, которые вопрос предоставления кредитов решают по принципу «хочу дам — хочу не дам». Кроме того, стоимость кредитных ресурсов для малого бизнеса часто бывает завышена, говорит Шур.
Шаги в развитии предпринимательства есть, отметил Леонид Шур. Например, снижены налоги, что крайне важно. Вместе с тем не теряют остроты вопросы арендных ставок, «которые и так неподъемны». При этом государство не дает «малым и средним предприятиям возможности выкупать занимаемые ими площади».
Таким образом, считает директор Витебского бизнес-центра, можно, конечно, говорить и о недостаточной активности предпринимателей, но очевидно, что для их работы не созданы условия.
«Дайте бизнесмену гарантии, а не создавайте условия, при которых его работа зависит от решений чиновника», — говорит Леонид Шур.
Государство не может дистанцироваться от проблемы привлекательности этой конкретной сферы, потому что очевидно — бизнес не пойдет туда, где есть ненадежные условия работы, считает Исполнительный директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер. По его мнению, сейчас надо, в первую очередь, думать не о том, что еще следовало бы упростить, а о том, что мешает бизнесу.
Недостатки придорожного сервиса и туристической инфраструктуры — это составляющие проблемы туристической непривлекательности страны в целом. И решать эту проблему, считает Валентин Цехмейстер, тоже надо комплексно, сделав акцент на таких ключевых позициях как визовая доступность въезда в Беларусь, аргументированность формирования цен на гостиничные услуги и благоприятная среда для развития бизнеса в сфере придорожного сервиса и инфраструктуры.
Елена СПАСЮК