Ресурсы и возможности

Источник материала:  
05.02.2013 — Разное

Какие точки роста есть у белорусской экономики и на каких принципах должна проводиться модернизация?

Нынешнее состояние мировой экономики заставляет большинство стран по-новому смотреть на принципы, цели и средства своего развития. По сути, сейчас происходит глобальная ревизия основ формирования экономических систем. Для Беларуси прошлый год стал годом макроэкономической и финансовой стабилизации. Чтобы двигаться дальше, производить больше хороших и качественных товаров, повышать уровень жизни людей, закреплять свои позиции на внешних рынках, необходима серьезная модернизация производства. Что же вкладывается в это понятие? На какие проекты и направления следует обратить особое внимание? От чего зависит успех в достижении поставленной цели?

Формула успеха

“НГ”: В правительстве заявляют, что нынешний год будет определяющим для всей пятилетки. Планы заложены амбициозные: 8,5 процента экономического роста, бездефицитный бюджет, снижение инфляции. Но важнейший приоритет экономической политики — модернизация производства. И здесь вырисовывается ряд проблем, главные из которых — дефицит конкретных проектов и источников финансирования. Не сведется ли все к банальной кампанейщине?

Георгий ГРИЦ (заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, профессор ): Не соглашусь с тем, что нам не хватает реальных проектов.  Еще в декабре прошлого года российская сторона по согласованию с белорусской инициировала предоставление Беларуси целенаправленной инвестиционно-кредитной помощи в размере двух миллиардов долларов. Премьер-министр Беларуси официально внес на рассмотрение пять инвестиционных проектов, сейчас их число выросло до десяти. Причем это знаковые проекты, а не просто чистая продажа акций предприятий. Второй момент. Правительство установило показатели эффективности для 750 предприятий всех регионов и отраслей на 2013—2015 годы. В частности, для каждого из них поставлена задача добиться определенного уровня добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника.

Мораль такова, что на государственном уровне есть понимание, куда надо вкладывать деньги. Мне кажется, где-то мы слишком заигрались в желании обеспечить финансовую стабилизацию денежно-кредитного рынка. Конечно, на определенном этапе это было вызвано кризисной ситуацией, но важно понимать, что денежно-кредитный рынок должен обслуживать реальный сектор экономики, а не наоборот. То есть надо снижать стоимость кредитных ресурсов.

“НГ”: Но ведь при нынешнем уровне инфляции снижение ставки рефинансирования росчерком пера чревато печальными последствиями...

Георгий ГРИЦ: Вовсе не обязательно снижать ставку рефинансирования. Государство может брать на себя проценты за пользование кредитными ресурсами. Кстати, те приоритетные проекты, о которых я сказал выше, стопроцентно будут погашены за счет государства. Сегодня надо думать о выпуске инновационной продукции. Если это машиностроение, то четвертого-пятого технологического уклада.

Дмитрий ХАРИТОНЧИК (председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи): Модернизация не должна ограничиваться только заменой старого оборудования. В первую очередь надо начинать с глубокого всестороннего маркетингового исследования рынка, своего положения на нем, анализа производства с точки зрения уменьшения себестоимости продукции, повышения прибыли и рентабельности. А уже с этим увязывать технологические процессы, покупать новое оборудование, привлекать инвестиции и так далее.

С акцентом на прибыль

“НГ”: Наверное, это годится для более-менее успешных предприятий, а что делать тем, которые еле-еле сводят концы с концами? У целого ряда предприятий после кризиса 2011 года обострился дефицит собственных средств.

Дмитрий ХАРИТОНЧИК: Чтобы брать деньги, надо знать и четко представлять, для каких целей. Главное — найти свою нишу, иметь крепкий, хорошо просчитанный бизнес-проект, а под него найти инвестора не такая уж и проблема. Что толку, например, когда некоторые предприятия, вкладывая средства в замену оборудования, устанавливают его в технологический цикл по производству никому не нужных товаров. Да и загрузка нового оборудования далеко не всегда оптимальна. Работают по старинке — в одну, хорошо, если в две смены, суббота и воскресенье — выходной. Отсюда нет должной отдачи, а, соответственно, прибыли и средств на дальнейшее перевооружение.

Сергей НОВИЦКИЙ (заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания, генеральный директор СООО “Хенкель Баутехник”): В решении этого вопроса должен поучаствовать и бизнес. Сейчас как раз обсуждается законопроект о государственно-частном партнерстве. К примеру, для сборки автомобилей МАЗ используется от трех до шести тысяч запчастей. Из них процентов 70 импортируется. Почему бы не допустить к участию в холдинге малый бизнес, который занимался бы выпуском каких-то узлов и комплектующих. Так работают все крупные корпорации. Мы же до сих пор завозим обыкновенные шурупы из Китая.

“НГ”: А какие проекты сегодня наиболее востребованы и способны стать локомотивами роста?

Дмитрий ХАРИТОНЧИК: Проекты в тех отраслях, которые имеют наилучшее положение на рынке: химическое производство, машиностроение и легкая промышленность. Станкостроение постепенно набирает обороты. Стекольная промышленность начинает “просыпаться”. Неплохую динамику демонстрирует сельское хозяйство. Но модернизация не должна идти огулом. Средства в первую очередь должны направляться в те сферы, где она дает максимальный эффект.

Иллюзии и реальность

“НГ”: На что рассчитывать: на внутренние резервы или внешние источники финансирования? И насколько продуктивен вариант продажи акций предприятий? Вот, например, Госкомимущество предлагает продать миноритарные пакеты акций “Беларуськалия” и “Нафтана”, что позволило бы выполнить задание по привлечению в экономику страны 2,5 миллиарда долларов...

Георгий ГРИЦ: Подобные предложения вряд ли заинтересуют серьезных инвесторов. Вообще, на данном этапе, в условиях стагнации мировой экономики (в прошлом году объемы инвестиций сократились на восемь процентов), я не питал бы больших иллюзий в отношении притока к нам иностранных инвестиций. Привлекать надо стратегического инвестора, чтобы капитализировать предприятия и выйти на другой технологический уровень, на другие рынки. То есть нужно сместить акценты с продажи по принципу “кто больше даст” на поиск инвестора, который обеспечит большую эффективность работы предприятия.

Сергей НОВИЦКИЙ: Если мы говорим о продаже предприятий, действовать надо аккуратно и очень взвешенно, через акционирование и выход на IPO на зарубежных фондовых площадках. Это позволит углубленно интегрироваться в мировую экономику, существенно повысить свой статус на мировом уровне и будет содействовать привлечению инвестиций и обновлению производств.

Надо производить качественный и конкурентоспособный товар, тогда предприятие найдет свою нишу. Скажем, наши фабрики “Коммунарка” и “Спартак” за последние годы потеряли существенную долю рынка даже у себя в стране. В магазинах покупатели охотнее берут украинские конфеты и бельгийский шоколад, потому что их производители поддерживают марку, не злоупотребляя дешевым пальмовым маслом. На рынке самое главное не конфету произвести, а бренд сохранить. Если бренд “Коммунарка” уйдет, то не спасут даже 50 фабрик с прекрасным шоколадом. Придется пройти очень долгий путь, чтобы вернуть прежние позиции.

Кто не рискует...

“НГ”: По оценкам экспертов, разрыв между эффективностью частных и государственных предприятий составляет 30—40 процентов. И если, дескать, провести массовую приватизацию, то частный бизнес сможет и модернизацию провести, и конкурентоспособность экономики повысить.

Сергей НОВИЦКИЙ: Глубочайшее заблуждение. В XVIII веке философ-экономист Адам Смит рассуждал о невидимой руке рынка и полной либерализации. В наше время этот постулат не работает, потому что сложилось очень жесткое распределение рынков на глобальном уровне. 500 крупных корпораций производят примерно половину всей выпускаемой в мире продукции и три четверти из них инновационные. Страны заинтересованы в привлечении денег на свои территории, идет борьба за каждый инвестиционный доллар. Здесь мы должны сделать упор на наших гигантах и, как справедливо отмечает Президент Александр Лукашенко, если уж что-то продавать, то за те деньги, которые это стоит, причем не на день продажи, а на перспективу. Да, государство не всегда лучший собственник, к тому же многим нашим руководителям не хватает кругозора, международного опыта. Проблема в том, что основная масса управленцев родом из СССР. Но сейчас мы в другой среде: в России 70 процентов собственности принадлежит частнику, больше чем в Германии, Казахстане примерно такая же ситуация. Мы находимся с ними в ЕЭП и просто обязаны быстро адаптироваться к новым условиям.

Поэтому люди, участвующие в управлении, должны быть на самом деле элитой, говорить на иностранных языках, разбираться в тонкостях маркетинга, менеджмента, психологии, в международных стандартах финансовой отчетности.

Георгий ГРИЦ: Я не кидал бы камень в директорский корпус. Естественно, если государство дает им льготные деньги и эти деньги потом можно не возвращать, то, наверное, любой менеджер воспользовался этим бы.

Но если сегодня частника, например, из сферы торговли или нефтянки, поставить руководить МАЗом, он развалит завод за несколько месяцев.

Другое дело, что нельзя забывать о новых условиях хозяйствования, когда государство лишь создает условия, но за тебя не работает. На Западе в случае успешности руководители предприятий могут получить бонус в виде пакета акций. Надо воспитывать современную бизнес-элиту, которая сможет на равных общаться и конкурировать с нашими партнерами в России и Казахстане.

←Сниму квартиру и сдам хозяина

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика