В правильном направлении
Установка на технику GPS-навигаторов только в первый месяц их эксплуатации позволила ГЛХУ “Бегомльский лесхоз” сэкономить миллионы рублей
На мониторе компьютера главного инженера Бегомльского лесхоза Олега Якубовича открыта электронная карта района, разделенная на лесничества и даже кварталы. По ней медленно передвигаются красные стрелочки. Так обозначены автомобили, на которых по инициативе руководства лесхоза недавно были установлены GPS-навигаторы.
— Возьмем, например, наш лесовоз МАЗ, — Олег Анатольевич наводит курсор на одну из стрелок. Программа моментально выдает информацию о марке автомобиля, фамилии водителя, показателях скорости и количестве пройденных километров. — Видно, что сегодня он проехал 102 километра. В данный момент машина движется к железнодорожной станции Парафьяново, везет груз со скоростью 46 километров в час. Если проследить по красной черте, — маршруту — узнаем, что загружался МАЗ в 20-м квартале Бегомльского лесничества. Здесь автомобиль останавливался, здесь разворачивался, здесь заезжал на дозаправку. С заданного маршрута никуда не отлучался...
Топливный расчет
В Год бережливости в Беларуси для ряда предприятий утверждены лимиты и прогрессивные нормы расхода тепловых и энергетических ресурсов. Министерство же лесного хозяйства по собственной инициативе поставило перед своими ведомственными подразделениями задачу наладить максимальный контроль за расходом топлива большегрузными автомобилями — харвестерами, форвардерами, сортиментовозами, у которых потребление топлива наибольшее. В результате в Бегомльском лесхозе закупили и установили на автомобили 22 GPS-навигатора.
— В лесохозяйственных организациях, где работает очень много техники, транспортные расходы играют огромную роль в общей эффективности и экономической целесообразности хозяйствования, — рассказал Олег Якубович. — Я знаю, что в ряде организаций они очень велики. До недавнего времени подобная ситуация была и у нас. Мы могли руководствоваться лишь теми нормами расхода топлива, которые установило Министерство транспорта и коммуникаций.
Многие водители находили лазейки, чтобы перехитрить систему, делали приписки, чтобы “уложиться” в нормативы, а излишки топлива прикарманивали. Проконтролировать реальный расход топлива было практически невозможно. Но вот появились GPS-навигаторы, и все изменилось. Их стоимость и установка окупились в самое короткое время.
Пространство для маневров
По словам главного инженера лесхоза, раньше водитель мог на одних разворотах, небольших маневрах техники приписать в день до трех километров пройденного пути. Сегодня же система спутникового слежения способна вычислить пройденный техникой путь с точностью до одного метра. Раньше водитель форвардера мог загрузить и вывезти с делянки определенный объем древесины одним рейсом, а доложить, что пришлось ездить два раза. Сегодня такой “номер” не пройдет — на интерактивной карте можно отчетливо увидеть реальную картину.
— Результаты такого контроля сложно переоценить, — говорит Олег Анатольевич. — Средняя экономия топлива нашей большегрузной техникой в сутки составила девять литров. Мы просто удивились, узнав, насколько, оказывается, экономичны харвестеры, форвардеры и погрузчики белорусского производства!
Экономия энергоресурсов оказалась настолько очевидной, что руководство лесхоза планирует до 2014 года оснастить абсолютно всю технику навигаторами. Причем это касается не только грузовых, но и легковых автомобилей.
Впрочем, экономия — это хорошо, однако контроль за работой автомобилей в нынешних реалиях просто необходим из соображений оперативности. Ведь хорошая реакция на меняющиеся условия — залог успеха любой деятельности. Сегодня оператор-диспетчер GPS-системы лесхоза может скоординировать работу техники, вовремя оценить ситуацию, направить по нужному маршруту находящийся поблизости автомобиль и тем самым сэкономить время поставки клиентам продукции лесхоза. А, как известно, время — деньги.
УНП 300012800