Раввин Григорий Абрамович: Новый год деревьев
Как и зачем евреи отмечают этот необычный праздник?
Ту би-Шват, Новый год деревьев, празднуется в этом году с вечера 25 января до вечера 26 января (15 швата). В этот день евреи обращаются к отрывкам из книг Торы о плодах земли Израиля и размышляют о необходимости сажать деревья. Также проводят специальную праздничную трапезу — Седер Ту би-Шват. На столе должно быть белое и красное вино, переливая из бокала в бокал которое мы символически переносимся из “белой” зимы в “красную” весну. На праздничном столе из еды присутствуют фрукты с кожурой и косточкой, только с косточкой и без кожуры и косточки. Все это нужно, чтобы фрукты символически представили четыре так называемых мира: Действия, Творчества, Творения и мира, которому нет даже перевода — на иврите он звучит как Ацелут. Праздник Ту би-Шват имеет много символов, свой порядок проведения и полон интересных историй.
К концу XVII века в Европе распространяется произведение “Хемдат ямим” с идеями и описаниями празднования Нового года деревьев. Предполагаемый ее автор — рабби Биньямин а-Леви из Цфата. Седер, порядок трапезы, создавали в городе Цфат в Израиле в XVI веке, могли там же и записать, передав потомкам. При всей точности порядка в книге предлагаются разные варианты праздничной трапезы. В одном месте рекомендуют съедать 15 видов фруктов, в другом — тридцать или семь видов плодов, которыми славится страна Израиль. Увы, книги о Новом году деревьев Ту би-Шват были напечатаны лишь через пару поколений после их создания, да и авторов тех, кто стоял у истоков, до рабби Биньямина из Цфата было несколько. Отсюда и разногласия. Конечно, мы должны поблагодарить каждого, кто донес до нас этот замечательный обычай, связывающий нас с плодами и деревьями. Но вернемся к истокам праздника.
Мы читаем в книге III века нашей эры Мишна о том, что у евреев четыре Новых года. 1 нисана — это Новый год для царей, 1 Элула — Новый год для скота, 1 Тишрей — календарный (для дат) Новый год. Причины празднования Новых годов разные, обращенные к определенным аспектам жизни, от коронации царя до десятины скота для храма. И вот в отношении Нового года, по которому определялся бы возраст дерева, есть некоторый спор. По мнению школы мудреца Шамая, все Новые года должны праздноваться первого числа. Но, по мнению Гилеля, деревья в Израиле “просыпаются после зимнего сна” только к 15 швата. Книга зафиксировала этот спор на века, а со временем приняли дату 15 швата. И для календаря, и для традиции важно, что Новый год деревьев подогнали не под первое число, а под время, когда деревья переходят к стадии весеннего пробуждения, по крайней мере в Израиле.
В конце концов, Ту би-Шват — совершенно незначительный праздник. Но при всей второстепенности этого дня не стоит приуменьшать роль природы, посадки деревьев, охраны окружающей среды. Кстати, даже израильский парламент считает датой своего рождения именно этот праздник — 15 швата, Новый год деревьев. Для интересующихся: его детали и традиционные объяснения можно не только услышать, но и увидеть на сайте www.jews.by в эту пятницу в 18.30 либо в записи.