Высоцкие, что из Сельца
Белорусская родственница Владимира Высоцкого создает на Копыльщине его музей
Завтра Владимиру Высоцкому исполнилось бы семьдесят пять. Он вполне еще мог бы радовать нас своими песнями, стихами, ролями в кино и театре, но судьба распорядилась по-другому. Высоцкого не стало более тридцати лет назад. Но память об этом талантливом, непредсказуемом, удивительном человеке жива и поныне. Он был кумиром для многих людей во многих странах. С теплотой и любовью вспоминают его и в Беларуси. Тем более Высоцкого очень много связывало с нашей страной. О каких белорусских страницах биографии Высоцкого нам мало известно?
Почти земляк?
Как вы думаете, каково происхождение фамилии Высоцких? Исследователи сегодня сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии (теперь это территория Брестской области). А фамилия, вероятнее всего, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области. Дед поэта по отцу, между прочим тоже Владимир Семенович Высоцкий, родился в белорусском Бресте (тогда этот город назывался Брест-Литовском). Так что можем считать Высоцкого немного своим земляком. К слову, у его третьей жены Марины Влади также белорусские корни. По некоторым данным, отец Марины Влади Владимир Поляков-Байдаров родился на Новогрудчине. Высоцкий и Влади, кстати, не раз заезжали туда, бывая в Беларуси проездом и в гостях.
На озере Свитязь чуть не побили...
Высоцкий проводил в Беларуси немало времени, и главная причина тому — кино. На Беларусьфильме вышло семь картин с участием Владимира Высоцкого. Наверное, самая знаменитая картина — “Я родом из детства”, снятая в 1966 году выдающимся кинорежиссером Виктором Туровым, который стал потом Высоцкому очень хорошим другом. В ней Высоцкий и пел, и играл главную роль танкиста Володи. Это была для актера десятая роль в кино, но именно в этом фильм впервые прозвучали его песни. Потом Высоцкий напишет песни еще для трех фильмов Турова — “Война под крышами”, “Точка отсчета” (в фильме спела Марина Влади) и “Сыновья уходят в бой”.
В последней картине Высоцкий не снимался. Но приезжал на съемки, которые проходили под Новогрудком, — Турова проведать да и на Свитязи отдохнуть. В одной из таких поездок Высоцкого чуть не побили — приняли за самозванца, который выдает себя за известного поэта. У части тогдашней публики бытовало мнение, что Высоцкий — это бывший белогвардеец, со шрамом на лице, огромного роста... Марина Влади в своем скромном неброском наряде выглядела просто обаятельной женщиной. Естественно, они далеко не тянули на этаких “суперменов”, какими были в воображении людей. Это зародило подозрительность, и вот за “самозванство” гостей чуть было не отколотили. И подобные недоразумения случались с Высоцким не раз.
Семь из семнадцати
В Беларусь Высоцкий приезжал не только в качестве киноактера. Ровно за год до смерти артиста, в июне 1979 года на сцене Дома офицеров прошли трехнедельные гастроли Театра на Таганке, в котором служил Высоцкий. Минчане увидели актера в спектаклях “Гамлет”, “Десять дней, которые потрясли мир” и “Добрый человек из Сезуана”. Высоцкий не раз выступал в Беларуси и как исполнитель своих песен. Особенно знамениты его концерты, подпольно организованные в Минске в июне — августе 1979 года, как раз во время белорусских гастролей Театра на Таганке. Высоцкий должен был отыграть в столице семнадцать концертов. Но провести удалось всего семь — в дело вмешался минский горком. Дальнейшие выступления Высоцкого были отменены, а организатор концертов Лев Лисиц загремел за решетку на целых пять лет.
Высоцкий бывал в Беларуси и просто как советский гражданин, пересекавший государственную границу. Володя с Влади почти ежегодно ездили за рубеж, причем очень часто на автомобилях. Известно, Высоцкий любил хорошие автомобили. В разные годы были у него “рено”, “БМВ”, два “мерседеса”. К слову, именно через границу в Беларуси, таможенный пост “Варшавский мост”, Марина Влади и привозила для мужа иностранные автомобили.
Подаренные туфли и песни “на костях” Приезжая в Беларусь, Высоцкий непременно проведывал своих друзей и родных. Корреспонденту “НГ” удалось связаться с родственницей Владимира в Минске, доктором искусствоведения профессором БГУ Надеждой Высоцкой.
— По линии матери я прихожусь Володе троюродной теткой.
— Выдающимся человеком. С чрезвычайно сложной судьбой. Которого не принимали, не понимали. Высоцкий — это настоящий комок нервов и в то же время очень талантливый человек.
— Вы знаете, я очень мало с ним общалась. Лишь несколько раз. Первый раз встретила его в Москве, смотрела “Гамлета” в Театре на Таганке. Потом в Минске встречались. Володя часто бывал в мастерской у моего мужа, заслуженного деятеля культуры БССР, художника белорусской книги Геннадия Голубовича.
— Я постоянно это делаю. Высоцкого невозможно забыть. Он живой навсегда в нашей памяти и сердцах. Более того, создаю музей Высоцкого в деревне Велешино Копыльского района, где похоронена моя мама. Она ведь более близкая родственница Высоцкого. У меня там есть дом. Чтобы он не стоял пустой, делаю музей с двумя темами — белорусско-американские связи 20-х годов и творчество Высоцкого. Недавно, правда, дом ограбили, даже печку вынесли. Студенты помогли мне навести там порядок, починить крышу, побелить стены. Теперь собираем материалы для экспозиции.
— Есть вещи, которые дарил Высоцкий. Несколько раз он привозил свои пластинки, записанные “на костях” — на рентгеновских снимках. А однажды он пришел и подарил мне туфли, очень дорогие. Удивительно, но туфли оказались впору. Есть неопубликованные его стихи, уникальнейший рукописный сборник воспоминаний с его похорон. Многое люди дарят. Подарили, например, гитару, точно такую же, какая была у Высоцкого — стоимостью 7 рублей 20 копеек. Будет прекрасно, если кто-то из читателей “Народной газеты” также откликнется и поможет в создании экспозиции, посвященной Высоцкому. |