Лень от матушки

Источник материала:  
24.01.2013 — Разное

В каком классе ребенок может самостоятельно переодеться, или Почему родителям нравится растить маленьких Обломовых?

Если первая часть вопроса кажется вам дикой, спешу разочаровать: то, что десять лет назад было доступно большинству дошкольников, для многих современных первоклассников стало реальной проблемой. И дело тут, конечно, не в детях. Просто количество мам и пап, которые превращают любовь в гиперопеку и тотальный контроль, выросло в разы. Факты? Пожалуйста. Я их собираю с тех пор, как отвела в школу младшего, третьего сына.

Два года назад его первая учительница главной проблемой адаптации детей к школе назвала то, что шестилетки совершенно не приучены к самостоятельности. Они очень развитые, любознательные и раскрепощенные, но только восемь человек из двадцати трех могли одеться без посторонней помощи. Больше половины класса ждали, пока родители придут переодевать их на физкультуру, причем взрослые даже не реагировали на просьбу педагога не заходить в раздевалку и дать детям справиться самостоятельно. Открытием для меня была необходимость писать заявление о том, чтобы сына отпускали домой после уроков одного (живем в двух шагах). И, хотя школа расположена в спальном районе, даже во втором классе таких бесстрашных мам были единицы.

С “ужасом” вспоминаю, как старшие уже со второй четверти первого класса самостоятельно преодолевали четыре остановки на автобусе, при этом о мобильной связи мы тогда только читали в газетах и узнать, как у ребенка прошел день, можно было после работы.

Недавно неприятно удивило объявление на дверях другой школы: администрация просит родителей “не провожать детей до класса по утрам”. То есть мам и бабушек, желающих помочь деточке сесть за парту и достать правильный учебник, столько, что они создают толчею — здание старое, коридоры узкие. В моем советском детстве таких тревожных родителей было от силы пять человек на всю параллель, и, насколько помню, их дети являлись предметом постоянных насмешек сверстников.

В начале этого учебного года еще раз убедилась в том, насколько отстали от жизни мои представления о самостоятельности детей. После традиционной августовской встречи накануне Дня знаний на вопрос “Как там твои одноклассники, выросли, наверное?” сын ответил, что никого не видел. На собрание пришли только родители.

На днях встретила молодую маму, с которой когда-то проводила время на детской площадке. “Вы не сходите с ума от уроков?” — услышав этот вопрос, даже не сразу сообразила, что мой младший сын и ее старшая дочка ровесники. “А в каком классе ребенок?” — уточняю. Оказывается, в третьем. “И что, сама не делает уроки?” “Делает, — слышу в ответ. —  На семь”. А мама хочет, чтобы было десять, и готова заниматься, что называется, до посинения, нанимая репетиторов уже в начальной школе.

Разговаривая с теми, кто растит сегодня первенца, прихожу к выводу, что быть современным хорошим родителем — непосильная ответственность для многих нормальных, мыслящих людей. Мало того, что жизнь нового поколения мам и пап, как правило, крутится вокруг единственного чада, они сами выросли в эпоху воспитательных методик, которые в той или иной форме гипертрофировали права ребенка, и теперь, понимая, что завоевать авторитет сложно, как никогда раньше, идут по самому простому пути: тотальный контроль. Так спокойнее. Благо с единственным ребенком это и организовать просто, да и короткий поводок мобильников облегчает задачу.

Сегодня много говорят об инфантильности молодежи, хотя нынешние восемнадцатилетние росли в других условиях. Тогда, в начале нового века, расцвела мода на раннее развитие, отменили отметки в первом классе (как бы детки не повредились от сравнений), ввели десятибалльную систему и стали пропагандировать теории, налагающие табу на такие методы воспитания, как принуждение и наказание...Уже в то время стало больше родителей, которые, вкладываясь в правильное развитие чада (развивающие занятия с года, английский с трех, репетиторы с восьми и т. д.), стали путать понятия “вместе” и “вместо”, а в итоге перегибать палку с требованиями к успехам ребенка, вникать в мельчайшие подробности школьного обучения и обеспечивать тотальный контроль над выполнением домашних заданий. Многие, точно знаю, потом так и проверяли тетрадки детей вплоть до выпускного вечера, а теперь жалуются: вот, сын не учится и не работает, вообще ничего не хочет. Или хочет, как в сказке, всего и сразу. В итоге сидит на шее у своих идеальных родителей, которые давали ему все раньше, чем тот успевал захотеть.

Все чаще педагоги констатируют у школьников глубокое равнодушие к обучению, социальным достижениям, да и вообще к жизни. Те, кто работает в вузах, не скрывают, что каждый год учащиеся все ленивее, наглее и глупее. Говорят, если раньше на экзамене преподаватель пробовал найти что-нибудь из материала, чего не знал бы студент, то сейчас он пытается найти вопрос, который студент знает. Наниматели тоже почувствовали: молодых с высокими притязаниями много, а трудолюбивых — единицы. Конечно, инфантильные типы и трутни есть в каждом поколении, но сегодня это, без преувеличения, стало массовым явлением и прогрессирует: мы сознательно взращиваем себе на смену поколение взрослых детей. Или я сгущаю краски?

←Лень от матушки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика