Дикая кошка в пустыне

Источник материала:  
23.01.2013 — Разное

Пожар “арабской весны” перекинулся на Западную Африку

На планете одной горячей точкой стало больше. Резкое обострение ситуации в Мали, вторжение французских военных в это государство и захват нескольких сотен иностранных заложников на нефтегазовом комплексе в Алжире не оставляют сомнений: сегодня происходит то, что в былые времена называлось “империалистическим захватом”. Однако нынешние западные колонизаторы действуют гораздо более жестко и изощренно, нежели их предшественники.

Ливийское эхо

Очередная кровавая баня в пустыне под кодовым названием “Сервал” — прямое следствие установления западной “демократии” в Ливии.

— Восемь месяцев авиация Франции, США и Великобритании бомбила ливийские города и наблюдала за колоннами туарегов, находившихся на службе у Каддафи, которые на бронированных пикапах двигались из Ливии в Мали, увозя с собой целые арсеналы разнообразного оружия. Западные союзники могли их запросто уничтожить, но не стали этого делать, чтобы завтра иметь повод для новой военной спецоперации. Все это похоже на действия пожарных-поджигателей: сначала раздувать огонь, а затем самим же его тушить, — говорит политолог-панафриканист, доктор Лей Нгардигаль Джимадум.

Кочевники-туареги легко выбили правительственные войска с севера Мали. Затем их потеснили те, кто при поддержке Запада взял верх в Ливии. Они провозгласили новое, правда, никем не признанное государство Азават, ставшее рассадником терроризма и наркотрафика, наладили жизнь по законам шариата.

Как все-таки быстро можно все разрушить и внести хаос в целый регион. В свое время полковник Каддафи надежно поддерживал стабильность и в Южной Сахаре, включая Мали. Раньше, в условиях конкуренции двух систем, на континенте возводились плотины, строились дороги и ирригационные каналы, формировалось здравоохранение, дети учились. Сейчас под лозунгами защиты прав человека огромные территории Африки реально вгоняют в средневековье. Делается это кровью, большими деньгами, страхом и обязательно с использованием радикального ислама.

Афганистан, Ирак, Ливия — это кровоточащие раны. Пробил час, и беда пришла в Мали. То же вторжение и под тем же предлогом — противоборство “Аль-Каиде”. После таких нашествий остаются руины и пепелища, нищета и голод...

Что поставлено на кон?

Почему на словах и на деле Запад поддерживает радикальные исламистские группировки в Тунисе, Египте, Сирии, Ливии, а в случае с Мали, наоборот, противодействует их попыткам захватить власть? Видимо, дело вовсе не в стиле правления арабских политиков и не в их религиозных убеждениях. Под предлогом демократизации и борьбы с экстремизмом Запад пытается подмять под себя весь регион, поочередно свергая правительства, которые не желают допускать Вашингтон и Брюссель к дележке своих нефтегазовых, урановых либо золотых пирогов.

— Независимо от того, что сообщают средства массовой информации, цели этой новой войны — не что иное, как выкачивание из еще одной страны природных ресурсов, обеспечение доступа к ним международным корпорациям. То, что совершается сейчас в Мали бомбами и пулями, совершается в Ирландии, Греции, Португалии и Испании с помощью долгового порабощения, — считает политолог Максим Соколов.

 Под предлогом демократизации и борьбы с экстремизмом Запад пытается подмять под себя весь регион, поочередно свергая правительства, которые не желают допускать Вашингтон и Брюссель к дележке своих нефтегазовых, урановых либо золотых пирогов.

Первую скрипку в этом бесчеловечном спектакле играет Франция. Французы уже нарастили свой военный контингент в Мали до 2,5 тысячи десантников. По данным главного военного ведомства Франции, каждый день войны обходится налогоплательщикам минимум в 400 тысяч евро. Дорого? Безусловно. Однако это копейки по сравнению с тем, что находится на кону.

Мали — третий по величине в Африке производитель золота. В недрах страны находятся значительные запасы алмазов, меди, железной руды. Кроме того, есть свежая информация о том, что на севере Мали обнаружены запасы нефти и пресные подводные озера. И это еще не все.

Немецкий Spigel прямо указывает, что “Париж преследует экономические интересы”. На севере Мали находятся урановые шахты — источник  гарантированного снабжения дешевым ураном французских АЭС. За такое стоит повоевать, расходы окупятся сполна. Кроме того, не стоит забывать, что Мали граничит сразу с семью странами (Алжир, Мавритания, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Нигер, Буркина-Фасо, Сенегал). Соседи как на подбор: нефтеносная Нигерия, несметные, сказочные богатства Алжира. Не случайно эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко называет текущую ситуацию в Мали новой гражданской войной в Африке, которая со временем охватит Республику Чад, Алжир и Нигерию.

Провокация ненависти

Как полагают эксперты, Африку на орбите Франции удерживают особые отношения, сложившиеся между бывшими колониями и метрополией. С годами эти отношения претерпевают лишь косметические изменения, не меняясь по сути. Париж по-прежнему готов защищать свои как экономические, так и политические интересы на Черном континенте, претендуя на звание региональной державы.

— Еще несколько месяцев назад Франсуа Олланд говорил, что Франция никогда больше не будет жандармом Африки и что никаких военных вмешательств с ее стороны, как при Саркози, также не будет. Пойдя на интервенцию в Мали, Париж сделал заявку на возвращение Франции роли ведущей державы в Западной Африке. Подкрепляется эта заявка весомыми аргументами в виде боевой авиации и бронетехники. То есть отвергнутый вроде бы курс Саркози на самом деле продолжается и творчески развивается, — считает политолог Андрей Грозин.

Впрочем, есть и такое мнение, что все происходящее в последние годы в Северной и Западной Африке, арабские революции — это вполне закономерный процесс, веление времени. Как выразился по окончании войны в Ливии бывший посол СССР и России в Триполи Вениамин Попов, происходит глобальный “тектонический сдвиг”. События в Мали — очередное звено в планетарном переделе территорий и природных ресурсов. Учитывая, что локомотивом передела выступают транснациональные и транстерриториальные субъекты, развал государственности в Западную Африку пришел всерьез и надолго. А провокация ненависти между различными группами населения с получением эффекта гражданского конфликта в государстве-”объекте” — всего лишь одно из средств достижения стратегической цели.

Глобальный передел

— Мы видим в целом обострение военно-политической ситуации по всему африканскому континенту. Конкретные формы и причины вмешательства в разных регионах разные. Здесь и ливийский пример, и примеры “мягкого” вмешательства в тех странах, где, собственно, введение военных сил не понадобилось. Но обострение новой битвы за Африку имеет место быть. Континент все больше становится объектом соперничества разных стран в перераспределении глобальных интересов, — отмечает заведующий центром глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН Леонид Фитуни.

Так или иначе, а война в Мали обещает стать затяжной, и слышать о ней мы будем долго. Убитые, калеки, беженцы, болезни, гуманитарная помощь... Изменится жизнь и в самой Франции. Во всяком случае уровень террористической угрозы там уже повышен до “красного” — предпоследнего уровня.

Франции пророчат в Мали “африканский Афганистан”. А захват заложников в Алжире может стать первой ласточкой нового глобального джихада, предупреждают эксперты. Несмотря на природные богатства, Мали по уровню жизни и развития человеческого потенциала находится далеко во второй сотне. Большинство малийцев живет всего на один доллар в день. Поэтому у экстремистских организаций планеты здесь много потенциальных новобранцев. И эта борьба может занять не одно десятилетие.

←“Техноролл”: высокое качество, разумные цены, выгодное партнерство

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика