Человеко-часы, или О роли сантехников в экономике государства

Источник материала:  
17.01.2013 — Разное

Подруга вызвала мастера — кран прохудившийся починить. Поскольку точнее, чем “ждите в течение дня”, никто ей не мог сказать, когда именно сантехник сможет прийти, отпросилась с работы. Пришел мастер поздно, поломка оказалась серьезной. Договорились, что завтра его со свежекупленными прокладками и прочим “добром” будет ждать муж подруги. Следующий день тоже особой радости не принес — кран сорвало, выбило какие-то втулки. Мастер перекрыл воду, виновато развел руками. Сказал, что должен спешить на срочный вызов. Но пообещал подойти завтра. Заодно хозяева успеют новый кран купить. Третий день “дежурства” пришлось брать на себя уже дочери подруги. Наконец суета вокруг водопровода закончилась победой технического гения. Но в итоге три рабочих дня у троих здоровых людей, которые, конечно же, работают, “выбиты”. Могло ли быть иначе?

Ситуация наводит на размышления математического характера. Как известно, рабочий день у нас начинается в девять (кое-где в восемь) часов утра и заканчивается в шесть (или в пять соответственно) вечера. Службы ЖКХ, к которым и принадлежат сантехники, электрики и остальные специалисты, призванные по долгу службы устранять неполадки в квартирах жильцов, работают по такому же расписанию. Конечно, я далека от того, чтобы требовать их выхода на службу по ночам — ни к чему жертвы, все мы люди, да и мы просто подсчетами занимаемся.

Предположим, один сантехник за день обходит четыре-пять квартир по разным нуждам. У кого кран, у кого унитаз барахлит — проблемы всегда есть. В каждой из этих квартир в день прихода специалиста должен дежурить кто-то из домашних. Бабушки не в счет. Старушки всегда умоляют к такому визиту остаться дома детей — такова сила привычки, да и не все умеют договариваться, оценить сделанную работу и, если что, предъявить претензии, как говориться, “не отходя от кассы”. Итак, один сантехник в сутки требует отсутствия на работе как минимум четырех человек. Как максимум — восьми, если муж с женой договариваются на работе каждый на полдня и подменяют друг друга. А если сантехник “стахановец”, и обходит не четыре, а восемь квартир? А если конкретно на вас у него в конкретный день просто не хватит времени, и вы вынуждены будете ждать его не один, а два дня?

Далее. В столице девять районов и, согласно справочнику “Мингоринфосервис”, 122 ЖЭСа. В каждом ЖЭСе, предположим, по два сантехника. Итого на город — 244 сантехника, которых каждый день ждут как минимум 976 человек, сидя дома, в то время как могли бы работать на предприятиях и, что называется, приносить пользу обществу. Рабочая неделя — пять дней. Итого в неделю 4880 человек. В среднем в месяце 21 рабочий день, или четыре рабочих недели, — значит, за месяц уже набирается 19 520 человек. В году в среднем 250 рабочих дней. Значит, ежегодно 244 тысячи жителей столицы ждут одних только сантехников. Откровенно говоря, прибавлять сюда электриков уже даже страшно, так что остановимся на тружениках разводного ключа. В Минске около двух миллионов человек (1 895 800, если быть уж совсем точным). Трудоспособного населения — около 1 миллиона 230 тысяч. Средняя продолжительность рабочего дня в стране — 8 часов. Получается, что в год предприятия и организации Минска недосчитываются 1 миллиона 952 тысяч человеко-часов, которые люди вынуждены “прогуливать” более или менее официально. В столице проживает пятая часть населения страны, трудоспособного населения в Беларуси — около 4 600 000 человек. Дальше считать просто жутко. Вот такая экономика в цифрах. Я не особо разбираюсь в бизнесе, но, мне кажется, над этими данными стоит задуматься.

Чтобы убедиться в справедливости своих утверждений, наугад обзвонила несколько ЖЭСов. Действительно, рабочий день сантехников начинается в девять утра и заканчивается в шесть вечера. На вопрос, можно ли договориться со специалистом на работу во внеурочное время, диспетчеры отвечали отрицательно. На сетования по поводу строгого начальства сочувственно вздыхали, но максимум, что могли посоветовать, это законным образом взять отгул. Неудивительно, ведь ваш разговор с диспетчером обычно автоматически записывается.

Впрочем, предприимчивые граждане давно нашли выход — они вызывают сантехников и после рабочего дня, просто за дополнительную плату. Раздобыть мобильный телефон специалиста сложновато, но в принципе можно. Всем удобно — ты не срываешь свой рабочий график, а человеку лишняя копейка в карман. Плата за беспокойство варьируется, но в среднем это около ста тысяч. Сумма не большая и не маленькая по нынешним ценам, если учесть, что нижняя планка стоимости установки антивирусной программы на компьютер с выездом мастера примерно такая же. Как говорится, все довольны и счастливы. Но получается, что, действуя таким образом, невольно “влипаешь” в некое подобие криминала. Лично я совсем не против дать тому же сантехнику заработать. Тем более, если он честно и добросовестно эту работу сделает. Но, может, стоит подумать, как узаконить такую практику? Ведь речь идет, вспомним, почти о двух миллионах только столичных человеко-часов.

e-mail: bebe@ng.by

←Учительский хлеб

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика