Акценты и проценты
На вопросы корреспондента “Народной газеты” ответил первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Юрий Алымов
Срочные рублевые депозиты физических лиц за год выросли более чем на пять триллионов рублей
В правительстве полагают, что следующий год белорусская экономика должна начать с резкого роста. Акцент при этом будет делаться на качественные параметры: объемы экспорта и положительное сальдо внешней торговли, увеличение производительности труда, прибыль и рентабельность производства. Однако без четкого планирования денежно-кредитной политики государства нормальное функционирование экономики невозможно. Сегодня на фоне замедления инфляционных процессов, устойчивости обменного курса рубля, позитивных тенденций во внешней торговле белорусов по-прежнему волнует, не грозит ли стране резкий скачок цен, что будет происходить на валютном рынке и в кредитно-депозитной сфере, достаточно ли у страны резервов для выплаты внешних долгов.
Устойчивый курс
— Юрий Михайлович, как бы вы охарактеризовали предварительные итоги реализации денежно-кредитной политики в Беларуси в этом году? Что еще необходимо и планируется сделать для повышения устойчивости финансового сектора?
— Главными итогами реализации денежно-кредитной политики в нынешнем году стали повышение сбалансированности белорусской экономики, замедление инфляционных процессов и поддержание финансовой стабильности в стране
Жесткая монетарная политика способствовала переориентации источников экономического роста с внутреннего спроса на внешний. Физические объемы экспорта растут опережающими темпами по сравнению с ВВП. Поступление валютной выручки за экспорт превышает списание валютных средств в оплату импорта. Как следствие, уже целый год сохраняется стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке. Минимальное значение обменного курса наблюдалось в ноябре прошлого года — 8850 рублей за один доллар. Весной этого года белорусский рубль укрепился и достиг 8000 рублей за доллар, сейчас — около 8500 — 8600 рублей за один доллар.
Отмечу, что такую устойчивую динамику обменного курса сформировали прежде всего белорусские предприятия и население, тогда как вмешательство Национального банка в эти процессы было ограничено. В подтверждение приведу тот факт, что Национальному банку удалось сохранить и даже немного нарастить золотовалютные резервы. На 1 декабря 2012 года их объем составил более 8,2 миллиарда долларов в определении ССРД МВФ и свыше 8,9 миллиарда долларов в национальном определении. Это при том, что и Национальный банк, и правительство своевременно и в полном объеме выполняли свои обязательства перед кредиторами.
Важнейшим результатом реализуемой денежно-кредитной политики стало замедление инфляционных процессов. За 11 месяцев этого года потребительские цены выросли примерно на 20 процентов против 103,4 процента за аналогичный период прошлого года.
В дальнейшем Национальный банк продолжит жесткую монетарную политику, направленную на обеспечение макроэкономической сбалансированности и снижение темпов роста цен. При этом сохранятся те ключевые принципы денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время.
Продолжит функционировать гибкий механизм курсообразования, Национальный банк будет постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке, осуществляя интервенции лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
Приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности.
Ставка на снижение
— Как макроэкономическая стабилизация повлияла на аккумулирование денежных средств предприятий и населения в банках?
— Только срочные рублевые депозиты физических лиц выросли с начала года более чем на пять триллионов рублей, валютные — на 1,7 миллиарда долларов. В свою очередь это позволило банкам увеличить финансовую поддержку экономики. С начала года кредитный портфель банков вырос на одну треть. При этом обеспечены устойчивое функционирование банковского сектора, стабильная работа финансовых рынков и платежной системы.
— Какой уровень инфляции может сложиться по итогам года и какие меры планируется предпринять в дальнейшем для ее снижения?
— Ожидается, что по итогам 2012 года прирост потребительских цен составит около 22 процентов, что в целом соответствует прогнозным параметрам на этот год. В следующем году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на обеспечение ценовой стабильности в экономике. Ведь сохранение покупательной способности национальной валюты является важнейшим условием устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Низкий уровень инфляции одинаково важен как для граждан, поскольку позволяет сохранить покупательную способность доходов и более эффективно планировать свои расходы, так и для предприятий, которые могут более эффективно планировать производственную и инвестиционную деятельность. Поэтому Национальный банк совместно с правительством будет принимать необходимые меры по дальнейшему замедлению инфляционных процессов.
На следующий год, как вы знаете, глава государства поставил перед Национальным банком и правительством задачу снизить инфляцию до 12 процентов. На достижение данной цели будут направлены все инструменты, имеющиеся у Национального банка. Но ключевая роль, учитывая названные ранее принципы реализации денежно-кредитной политики, будет принадлежать процентным ставкам, в первую очередь — ставке рефинансирования.
— Кстати, почему ставка рефинансирования снижается такими медленными темпами? Помнится, к концу года прогнозировалось ее снижение до 22—23 процентов, однако этого не случилось...
— Замедление темпов снижения ставки рефинансирования и приостановление ее снижения со второй половины текущего года связано прежде всего с антиинфляционной направленностью проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики. Как известно, в октябре и ноябре этого года Национальный банк принял решение сохранить ставку рефинансирования на уровне 30 процентов годовых. Скорее всего, аналогичное решение будет принято и в декабре текущего года. Это благоприятно скажется на валютном и денежном рынках и создаст условия для снижения инфляции в будущем.
Динамика ставки рефинансирования в течение следующего года будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации. При закреплении положительных тенденций в экономике ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13—15 процентов годовых. В то же время для обеспечения макроэкономической стабильности может потребоваться установление ставки рефинансирования на более высоком уровне.
Вообще, изменение ставки рефинансирования не должно быть направлено на решение оперативных задач. Она должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем достижение главной цели — снижения инфляции. Соответственно, как показывает опыт многих центральных банков, частое изменение ставки рефинансирования не является эффективной практикой.
— Сколько средств планируется потратить на льготное кредитование жилищного строительства в следующем году в сравнении с этим годом? Как изменится доля собственных средств граждан в финансировании жилищного строительства?
— В следующем году в стране запланировано построить 6,5 миллиона квадратных метров жилья, в том числе с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 2,5 миллиона квадратных метров. Объемы финансирования строительства (реконструкции) жилья (без учета затрат на инфраструктуру) оцениваются на уровне 37, 3 трлн рублей, или почти 200 процентов к плану на 2012 год. В том числе за счет средств населения — 23, 3 трлн рублей, или 62,5 процента в общем объеме финансирования. Кредиты банков, по оценкам, составят 10,7 трлн рублей, из них льготные кредиты — 10 трлн рублей (134,7 процента к плану на 2012 год).
Ликвидный расчет
— В конце года наблюдается явная тенденция к росту ставок по вкладам. С чем это связано? Есть ли смысл для вкладчика обращать внимание на вклады с более длительным сроком и всегда ли высокая ставка по одномесячному вкладу благо для клиента?
— Тенденция увеличения ставок по депозитам связана прежде всего с временным ухудшением ситуации с текущей ликвидностью в банковском секторе. С конца сентября нынешнего года повышенный спрос на иностранную валюту со стороны субъектов экономики и населения привели к возникновению у банков дефицита белорусских рублей. Национальный банк занял жесткую позицию: рефинансирование банков осуществлять в минимальных объемах, обеспечивающих проведение платежей. В этой ситуации для восстановления ликвидности банки были вынуждены поднять процентные ставки как по депозитам, так и по кредитам. Сейчас уровень ликвидности в банковском секторе нормализовался, что должно привести к постепенному снижению ставок по рублевым вкладам.
В результате проведения жесткой монетарной политики процентная ставка по новым срочным вкладам (депозитам) в национальной валюте за октябрь текущего года по сравнению с сентябрем увеличилась на 8,9 процентного пункта и составила 37,7 процента годовых.
Процентная ставка по срочным вкладам (депозитам) физическим лицам в СКВ по банкам в целом за октябрь 2012 года составила 5,3 процента годовых и к январю 2012 года уменьшилась на 3,1 процентного пункта.
С целью стимулирования привлечения вкладов (депозитов), в первую очередь долгосрочных, банки продолжают внедрять депозитные продукты, предусматривающие возможность получения дополнительного дохода в виде различных бонусов, премий, выигрышей в зависимости от фактического срока хранения депозита. Наблюдается интерес населения к такому продукту, как облигации. Размер процентной ставки по ним является фиксированным и на несколько процентных пунктов выше, чем по срочным вкладам (депозитам).
За десять месяцев этого года объем облигаций увеличился на 569,74 млрд рублей, или на 41,02 процента, и на 1 ноября 2012 года составил 1,96 трлн рублей (на начало года — 1,39 трлн рублей).
Сейчас банки предлагают достаточно широкий спектр вкладов (депозитов) как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте с различными сроками и условиями хранения. Каждый гражданин вправе распоряжаться собственными сбережениями по своему усмотрению. Выбрав ту или иную форму хранения своих сбережений, каждый вкладчик несет определенные риски в части получения максимального уровня доходности от размещения своих средств.
Обязательства и резервы
— В следующем году Беларуси предстоят значительные выплаты по внешнему долгу. Как это отразится на обменном курсе белорусского рубля? Достаточно ли у страны резервов для выплаты долгов? Каким должен быть их объем, чтобы избежать потрясений на финансовом рынке?
— В настоящее время уровень внешнего госдолга страны находится в допустимых пределах. По данным Министерства финансов, на 1 ноября текущего года внешний государственный долг составил 12,1 миллиарда долларов, или 21,4 процента к ВВП, при лимите на 2012 год 14,3 миллиарда долларов.
В следующем году по внешним обязательствам правительства необходимо погасить около трех миллиардов долларов, включая основной долг и проценты по заимствованиям. Страна обладает достаточными ресурсами, чтобы исполнить все свои внешние обязательства. И здесь важен не только уровень золотовалютных резервов, но и то, насколько эффективно работает экономика. Если страна зарабатывает больше валюты, чем расходует, значит, она в состоянии выплатить по своим обязательствам и обеспечить стабильность на валютном рынке. Текущий год показал, что наши предприятия могут зарабатывать валюту. За январь — октябрь текущего года положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось на уровне 3,59 миллиарда долларов.
Существуют и другие возможности, например, рефинансирование долга. Определенная работа в данном направлении правительством проводится. К примеру, продолжается взаимодействие с Антикризисным фондом Евразийского банка развития и Международным валютным фондом. Успешное партнерство с международными организациями важно не только с точки зрения выработки совместных стабилизационных мер и получения займов. Оно также позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность страны. Но предпочтение все же отдается недолговым формам привлечения ресурсов, прежде всего прямым иностранным инвестициям. Ведь это не просто денежные средства, а реальная возможность повышения технологического уровня предприятий, конкурентоспособности и эффективности экономики в целом.