Межпарламентская дипломатия
![](http://www.21.by/pub/news/2012/12/1355432421689188.jpg)
Взаимодействие Беларуси и России на международной арене в рамках Союзного государства уже имеет свою историю и свои формы. Оно строится на достаточно четкой концептуальной основе: координация усилий для более эффективной защиты и продвижения внешнеполитических интересов двух государств.
Прямая речь Владимир СЕНЬКО, председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: – В межпарламентских организациях приоритетом для нас останется деятельность в интеграционных образованиях на постсоветском пространстве. При этом особое место по-прежнему будет занимать развитие союзных отношений Беларуси и России, конкретизация деятельности Парламентского Собрания Союзного государства. Крайне важно сконцентрировать усилия на укреплении механизмов ТС и ЕЭП, повышении эффективности их работы. Мы отчетливо подчеркиваем нашу заинтересованность в подключении к этим процессам Таджикистана, Кыргызстана и других заинтересованных стран. И хотя европейские структуры продолжают практику применения шаблонных ограничительных резолюций, мы будем стремиться спокойно налаживать конструктивный диалог с европейскими парламентами как на площадках межпарламентских организаций, так и в двустороннем формате. Ведь среди немалой части политических деятелей Европы, в том числе и в парламентах, преобладает трезвый взгляд на необходимость поиска путей взаимодействия. |
Свою эффективность доказывает установившаяся практика регулярного проведения совместных коллегий МИД двух стран, которые позволяют не только согласовывать позиции по актуальным международным проблемам, но и выступать с единых позиций по широкому кругу вопросов. В основу механизма взаимодействия МИД России и МИД Беларуси положены подготовка и принятие внешнеполитическими ведомствами двух стран Программ согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Первая такая программа была принята в 1996 году.
Сложившийся алгоритм сотрудничества способствует повышению эффективности совместных усилий России и Беларуси на международной арене, позволяет добиваться ощутимых результатов в отстаивании интересов двух стран. Как правило, такие программы принимаются на два года и координируют взаимодействие России и Беларуси как в двустороннем формате, так и в рамках международных форумов по всей повестке дня международного сотрудничества.
Программа согласованных действий в области внешней политики, принимаемая внешнеполитическими ведомствами двух стран, имеет и свою парламентскую составляющую. Парламентарии Беларуси и России вырабатывают общую позицию при подготовке резолюций, рассматриваемых ООН, которые не только затрагивают интересы Беларуси и России, но и важны для всего мирового сообщества. В первую очередь это вопросы обеспечения региональной и европейской безопасности, противодействия торговле людьми и наркотрафику.
Депутаты расширяют взаимодействие, в том числе через МПА СНГ, Парламентскую ассамблею (ПА) ОДКБ и Межпарламентскую ассамблею (МПА) ЕврАзЭС, посредством формирования согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, повышая роль Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами и развивая отношения с третьими странами.
Национальным собранием Беларуси и Государственной Думой России сформированы постоянные делегации для участия в работе международных межпарламентских организаций. Практикуется и проведение консультаций между делегациями по повестке дня международных форумов.
Свою весомую лепту депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России внесли в формирование Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, в разработку договорно-правовой базы этих интеграционных объединений. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России также активно взаимодействует с парламентскими структурами других международных парламентских организаций, прежде всего с Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), Межпарламентским союзом (МПС), Межпарламентской ассамблеей Православия, ПА ОБСЕ и других. Круг обсуждаемых вопросов самый разнообразный, но всегда актуальный для международного сообщества.
В этом году, например, в повестку дня сессии 126-й Ассамблеи МПС, прошедшей в Уганде, были включены чрезвычайные вопросы, которые в основном касались ситуации на Ближнем Востоке. В рамках работы ассамблеи прошло очередное заседание Ассоциации генеральных секретарей парламентов (АГСП) – всемирного форума руководителей аппаратов национальных законодательных органов власти. В ходе этих встреч состоялся плодотворный обмен опытом организации парламентской работы, обсуждены планы межаппаратного парламентского сотрудничества.
Делегация Парламентского Собрания Союза Беларуси и России участвовала в заседании Руководящего совета МПС, пленарном заседании Ассамблеи МПС и заседании геополитической группы «Евразия». Союзные депутаты выступили также в дискуссиях о перераспределении власти и ответственности международной политики, а также о роли парламентов в решении ключевых проблем в сфере обеспечения здоровья женщин и детей, прошедших соответственно на заседаниях второго и третьего постоянных комитетов МПС (по вопросам устойчивого развития, финансам и торговле и по проблемам демократии и правам человека). Итоги Ассамблеи МПС в очередной раз подтвердили возрастание потенциала парламентской дипломатии и роли МПС как универсального форума для обсуждения актуальных международных проблем.
Союзные парламентарии также накопили хороший опыт международного наблюдения за выборами в составе миссий наблюдателей от Содружества Независимых Государств. Они – активные участники международных конференций и семинаров, на которых стремятся донести позицию белорусских и российских парламентариев по актуальным вопросам международной жизни. Благодаря этому общее поле межпарламентских контактов союзных парламентариев постоянно расширяется.