Александр Лукашенко: Откровенно и объективно
Президент Беларуси Александр Лукашенко дал интервью журналистам информационного агентства Рейтер.
В последнее время многие зарубежные политики и эксперты наряду с экономической проблематикой все чаще обсуждают тему возможной политической реформы в Беларуси. На этот счет звучат самые разные мнения и прогнозы, но совершенно ясно одно: никаких революционных преобразований, резких движений и шараханий не будет.
Отвечая на вопросы Рейтер, Александр Лукашенко четко дал понять зарубежным журналистам: лимит революций для Беларуси исчерпан, и взорвать ситуацию через социальные сети никому не удастся. Это вовсе не означает консерватизма и застоя, но перемены должны быть эволюционные, спокойные. Вполне возможно, что со временем Беларусь будет выбирать депутатов парламента по партийным спискам. Но для этого необходимо, чтобы сформировалась и созрела крепкая партийная система. В стране сегодня насчитывается полтора десятка политических партий, но, по оценкам социологов, их рейтинги не превышают 1%. Подавляющее большинство белорусов не знают даже названий многих партий и уж тем более не спешат записываться в партийные ряды. С другой стороны, наличие ярких партийных лидеров и политизированность общества еще не гарантируют счастливой жизни. Показательный пример – Украина, где плюрализма через край, партии регулярно сменяют друг друга у власти, а большого продвижения вперед не наблюдается. А все потому, что сложившиеся партийные системы практически не ориентированы на обслуживание интересов и запросов избирателей. Это и есть главный критерий их успешности и востребованности в обществе.
Одной из главных тем интервью стали взаимоотношения Беларуси с Евросоюзом. Как преодолеть кризис отношений и кто должен сделать первый шаг? В который раз Александр Лукашенко предупреждает: ЕС идет не по тому пути в отношениях с Беларусью и делает большую ошибку. Беларусь четко выполняет обязательства страны-транзитера, обеспечивая поставки на Запад энергоресурсов, гарантирует безопасность транспортных перевозок. Более того, страна выполнила многие условия Евросоюза, но вместо обещанных шагов навстречу получила усиление санкций. «Вот ваша демократия и рынок. Притом начали давить компании, которые вообще никакого отношения не имеют к политике», – сказал Александр Лукашенко и предупредил, что Беларусь будет асимметрично отвечать на санкции Запада.
Очевидно, что для налаживания политического диалога необходимо обоюдное желание. Но когда в ЕС заявляют о готовности к улучшению отношений и тут же выставляют ультиматумы, вводят санкции, визовые ограничения, возникает закономерный вопрос: насколько искренни эти намерения и как вообще вести диалог, если перед тобой, по сути, захлопывают двери?
Вряд ли самим европейцам нужны двойные стандарты и нестабильность в центре Европы. Тем более что в самих странах ЕС сегодня неспокойно. Волна кризиса в ЕС, жестокое подавлений акций протеста с применением спецсредств активизировала деятельность сепаратистов в разных странах. И вместо того, чтобы упрекать Беларусь в антидемократичности, наверное, сначала необходимо посмотреть на собственные проблемы. «У нас нестабильности не больше, чем в Европе», – заявляет Александр Лукашенко. А по многим позициям сравнение и вовсе складывается в пользу Беларуси. В стране значительно ниже младенческая и материнская смертность, сохраняется бесплатное здравоохранение, нет проблем с получением образования, трудоустройством. И это в то время, когда, например, в Великобритании не утихают протесты студентов против повышения цен на образование и отмены государственных стипендий, в Греции бастуют против сокращения социальных расходов, а в Испании каждый четвертый не может найти работу.
Говоря о тесных отношениях с Россией, Александр Лукашенко подчеркнул, что это предопределено историей: «Мы всегда жили вместе с Россией. В последнюю войну мы гнили в окопах, воюя против нацизма. Мы спасли вас, Европу, от порабощения вашими же фюрерами. Мы были вместе и восстановили страну». Поэтому нет никаких сомнений в том, что и сегодня наши страны смогут договориться по любым вопросам, в том числе об объемах поставок нефти в следующем году. Ведь в Едином экономическом пространстве, а в будущем – Евразийском союзе, не должно быть никаких препятствий и барьеров к передвижению товаров, в том числе и нефти. «Мы хотели бы переработать в будущем году не 21 миллион тонн, как в этом, а 23 миллиона тонн», – пояснил Александр Лукашенко. Имеющиеся в Беларуси мощности позволяют переработать такие объемы нефти. В этом привлекательность белорусских заводов, отсюда и качество производимых на них нефтепродуктов, которые с удовольствием покупают европейцы.
Отдельный вопрос западных журналистов касался модернизации экономики. Глава государства считает, что планы по приросту ВВП на пять, а в следующем году на восемь процентов вполне реальны. Но для этого надо, с одной стороны, быстрее модернизировать предприятия, осуществлять их технологическое и техническое перевооружение, с другой стороны, шевелиться экспортерам. Сегодня белорусская продукция вполне конкурентоспособна на внешних рынках в силу более дешевых энергоресурсов и рабочей силы. Качество и сервисное обслуживание тоже на высоком уровне. Поэтому необходимо смелее выходить на новые рынки и продавать там свою продукцию, создавать совместные сборочные производства. В качестве примера Александр Лукашенко привел Венесуэлу, Бразилию, Вьетнам, Эквадор – это богатые страны и огромные рынки, «где с удовольствием готовы покупать все, что мы производим».
Что касается сельского хозяйства, то здесь модернизация продолжается уже две пятилетки. «Результат: в этом году мы экспортируем продовольствие на пять миллиардов долларов, в 2015 году выйдем на семь миллиардов», – отметил Президент. А ведь еще 10 лет назад в магазинах были полупустые полки, сейчас же более 80 процентов товаров на прилавках – собственного производства.
В следующем году Беларусь не планирует осуществлять новых займов. Что же касается выплат по имеющимся долгам, то беспокоиться никому не стоит. «Имея ВВП под 60 миллиардов долларов и бюджет со всех источников под 20 миллиардов, я думаю, 2,5 миллиарда – это небольшая проблема», – сказал Александр Лукашенко. При этом никто не собирается рассчитываться с долгами за счет продажи государственной собственности. Хотя сама приватизация вполне возможна, это касается любого предприятия. Вопрос лишь в достойной цене. Сейчас, например, идут переговоры с пятью компаниями из Индии, Китая и других стран о продаже «Беларуськалия». Но поскольку это прибыльное предприятие, приносящее приличные дивиденды в казну, торопиться с его продажей не следует. Цена известна: 30–32 миллиарда долларов, причем недавно ее подтвердили международные эксперты. То же самое касается контрольного пакета акций мобильного оператора МТС, который оценивается более чем в миллиард долларов. Эти цены взяты не с потолка, они обусловлены рыночной конъюнктурой на внешних рынках, и искусственно снижать их никто не намерен.