Армен Вагян и Ваан Степанян: достучаться до сердец

Источник материала:  
01.12.2012 — Разное

3 ноября в минском Доме кино состоялся показ фильма «Рассвет над озером Ван», собравший рекордное число зрителей по сравнению с другими армянскими мероприятиями: по подсчетам организаторов, в зале присутствовало более 250 человек. И думаю, что не согрешу против истины, если скажу, что вряд ли кого-то этот фильм оставил равнодушным – многие покидали зал со слезами на глазах и от всей души благодарили создателей картины и организаторов показа за предоставленную уникальную возможность (ведь ни в прокате, ни в Интернете ленты нет).

Действие фильма разворачивается вокруг семьи восьмидесятилетнего Карапета Памбукчяна, живущего в Америке. Эмигранты в четвертом поколении почти полностью ассимилировались в этом огромном интернациональном обществе. В результате сын Карапета скептически относится к попыткам отца сохранить свои корни и к его бунтарским настроениям по отношению к туркам, а внук и вовсе «закрутил роман» с турчанкой. Поэтому попытки главного героя сохранить в своих потомках чувство сопричастности к исторической родине часто встречаются с непониманием и даже противодействием…

Съемки фильма проходили в четырех странах мира: Армении, США, Франции и на острове Ахтамар в Западной Армении (нынешней Турции). Состав актеров тоже весьма «интернационален»: Жан-Пьер Ншанян из США, Арен Ватян из России, Аревик Мартиросян из Франции, Карен Джангирян из Армении и турецкая актриса Гюниши Зан.

«Я увидела «Рассвет над озером Ван» летом в Армении и задалась целью, чтобы белорусская армянская диаспора обязательно его посмотрела, – говорит Нина Меграбян, ставшая одним из инициаторов демонстрации фильма в Минске. – И молодежная команда «Миасин» взялась за организацию показа. С идеей мы пришли к Тиграну Манукяну, который с первых слов одобрил проект и полностью его проспонсировал, за что мы выражаем ему огромную благодарность. Поскольку демонстрация фильма в Минске совпала с проведением кинофестиваля «Лiстапад – 2012», было сложно найти свободный кинотеатр. С решением этой проблемы нам помог Павел Лоло, которому мы тоже очень признательны.

На наш взгляд, показ удался, собралось много людей и все выходили впечатленными. Мы рады, что нам удалось реализовать этот проект и от всей души благодарим тех, кто помогал в его осуществлении, особенно Артура Саргсяна, который принимал у себя гостей, Рафика Саркисяна, Тиграна Боджикяна, Карена Мурадяна, Мукуча Григоряна, Георгия Кеворкова, Араика Маргаряна и Романа Степаненко».

Демонстрацией фильма «Рассвет над озером Ван» в Минске началась программа его показа представителям армянской диаспоры, на первом этапе включающая в себя также киносеансы в Киеве, Ростове и Караганде. Кроме собственно просмотра ленты зрителям была предоставлена возможность поделиться впечатлениями и задать вопросы двум из ее создателей: сценаристу Армену Вагяну и режиссеру-постановщику Ваану Степаняну.

Мы также не могли не воспользоваться случаем и не задать гостям Минска свои вопросы.

– Любой проект начинается с идеи. Как возникла задумка создать именно такой фильм?

Армен Вагян: Идея сделать что-то на эту тему давно зрела в моей голове. И так совпало, что продюсер Левон Абрамян захотел запустить какой-то театральный проект и попросил меня написать пьесу, которая была бы интересна армянам диаспоры независимо от страны, где они проживают. И я совместно с моим сыном Ареном сел за написание такой пьесы. Но за время, пока мы работали, ситуация несколько изменилась: Левон Абрамян уехал в США и сам стал частью диаспоры. Тогда я предложил готовое произведение Ваану Степаняну. Он прочел, пьеса ему очень понравилась, на ее основе был создан сценарий, и начались съемки фильма. Подключился еще один режиссер-постановщик Артак Игитян. Потом так вышло, что сценарий попал в руки Михаила Багдасарова – бизнесмена, который вкладывает значительные средства в развитие образования и культуры. Ему задумка тоже понравилась. И в результате вот такого удачного стечения нескольких обстоятельств все пошло очень быстро и фильм был снят буквально за год.

– В процессе съемок первоначальная идея сильно видоизменилась?

Армен Вагян: Нет, менялись только детали: добавились какие-то линии, сюжетные ходы, которых в самом начале не было. Я, как сценарист, очень удовлетворен результатом, когда смотрю то, что получилось. Режиссеры очень тонко донесли мысль, но вместе с тем картина, на мой взгляд, полностью чужда излишней назидательности или плакатного патриотизма. Получилась трогательная человеческая история.

– Действительно, трогательная: я была на показе с подругой, которая не имеет абсолютно никакого отношения ни к Армении, ни к армянству. Поэтому многие моменты в фильме для нее не несут такой смысловой нагрузки, как для этнических армян. Однако когда в зале включили свет, оказалось, что у нее глаза на мокром месте. Она призналась, что уже давно такого не было, чтобы фильм «пробрал» до слез. Вы сознательно добивались такого эффекта?

Армен Вагян: Я думаю, что фильм, который не рассчитан на то, чтобы зритель эмоционально сопереживал, лучше не снимать вообще. Безусловно, мы ставили перед собой задачу, чтобы фильм смотрели не только армяне, но и представители других национальностей. Пока у нас небольшой опыт показа ленты в «не национальной» зрительской аудитории, но все, кто смотрел, утверждают, что она «работает» в лучшем смысле этого слова. Возможно, какие-то нюансы они улавливают не до конца, но способны понять и оценить то общечеловеческое, что заложено в фильме. И мы очень этому рады и горды этим.

В сентябре этого года на Севастопольском международном кинофестивале, где «Рассвет над озером Ван», к слову, получил приз за лучший полнометражный дебют, одна из членов жюри сказала: «После просмотра фильма я, первым делом, побежала и позвонила своей дочери в Польшу – мне захотелось узнать, как она там, и сказать, что со мной все в порядке». Ведь картина, в том числе, и о семейных связях, которые сегодня (и это ни для кого не секрет) распадаются. Это в одинаковой степени касается и американцев, и французов, и русских, и армян… Думаю, что и папуасы сегодня не чужда эта проблема. Поэтому надо стремиться к укреплению семьи.

Ваан Степанян: Я бы кратко сказал – позитивный фильм, у него есть душа…

– Нельзя не обратить внимания на то, что актерский состав картины просто супер-интернациональный. Это было сделано специально?

Армен Вагян: Не совсем. Мы просто искали хороших актеров. Но когда актерский состав был собран, мы тоже обратили внимание, что даже в нем отражается тот факт, что армяне разбросаны по всему миру, потому что все актеры оказались гражданами разных стран. Да и режиссерский состав не менее интернационален. И если спросить, то кто-то скажет: «Я – американец», другой: «Я – француз». Но вместе с тем, несмотря на то, что мы живем в разных государствах, мы все – армяне. У всех одна и та же боль, та же надежда, та же мечта.

Ваан Степанян: Есть еще один нюанс. Роль девушки-турчанки играет турецкая актриса Гюниши Зан. Этот момент был для нас принципиальным, мы хотели, чтобы актриса обязательно была из Турции.

– А вы не боялись столкнуться с каким-то негативом, неприятием, когда ее приглашали?

Армен Вагян: Гюниши Зан оказалась не только хорошей актрисой, но и очень адекватной, умной, интересной и образованной девушкой. Иначе и быть не могло, другая просто не вошла бы в проект. Актриса прекрасно вписалась в картину, она знала суть проблемы, понимала, о чем фильм и на съемки шла осознанно. Да и с точки зрения правды кино было бы неправильно, если бы эту роль играла армянка. Поэтому мы считаем, что выбор был сделан правильно. Кстати, в Турции мы картину пока не показывали, но Гюниши приглашает нас, она хочет, чтобы мы привезли «Рассвет над озером Ван» туда.

– Куда дальше «поедет» фильм?

Ваан Степанян: Картина уже демонстрировалась на фестивалях в Канаде, США, на Кипре, в Индии, в Греции. В Армении она полтора месяца демонстрировалась в кинотеатре «Москва». Есть много планов. Мы постараемся, чтобы фильм был показан в России, в Европейских странах.

– Насколько отличается восприятие фильма в Армении и в Диаспоре?

Армен Вагян: в общем, картина воспринимается одинаково. Диаспора просто тоньше чувствует и многое принимает ближе к сердцу.

– Когда вы сидите в зрительном зале во время демонстрации фильма, вы удовлетворены реакцией? Люди смеются, люди плачут именно в тех местах, где вы предполагали?

Армен Вагян: Как правило, да, публика реагирует именно так, как мы ожидали.

– То есть, можно сказать, что все удалось?

Армен Вагян: Нет, что вы! Когда все удалось – можно стреляться. Многое можно было сделать по-другому. Но я лично считаю, что получилось хорошо. Хотя, безусловно, могло быть лучше.

Ваан Степанян:  Если бы мы делали монтаж сегодня, то кое-что было бы, конечно, по-другому. Но сейчас это уже не важно. Главное, что зритель понимают и чувствуют фильм, воспринимают то, что мы хотели сказать.

Армен Вагян: Мы не ставили перед собой задачу создать фильм для того, чтобы удивить специалистов: «киношников», кинокритиков. Такой цели не было. Поэтому никаких режиссерских «вывертов», экзерсисов в картине, слава Богу, нет. Перед нами стояла другая задача – достучаться до сердец людей, армян и не только. И кажется, нам это удалось. Если не в ста, то в девяноста процентах случаев.

– Я читала в Интернете, что вы планируете новый, очень масштабный армянский проект…

Армен Вагян: Да? А какой? Откуда информация? (Ваану Степаняну) Это ты проболтался?

Ваан Степанян:  Нет! Я ни слова не говорил! Это не я!

Армен Вагян: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, планы у нас есть. Но мы люди суеверные и предпочитаем пока об этом не говорить… Поживем – увидим.

 P.S. Кстати, «Рассвет над озером Ван» – не единственный подарок, который преподнесли минским армянам (и не только армянам) Ваан Степанян и Армен Вагян. На следующий день после показа фильма на встрече в армянской школе состоялся совместный просмотр выпусков юмористического киножурнала «Гжук» – армянского варианта «Ералаша».

 Ольга ГРАДИНАР

←Салат с хурмой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика