Протоиерей Евгений Свидерский: Укрепим свой дух!
Миллионы людей в ожидании Христова Рождества
Русская православная церковь готовится к этому празднику сорокадневным постом. В Рождественский пост нужно отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц. Вкушать рыбу церковным уставом предписывается в субботние и воскресные дни и великие праздники. Таковым является праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемый 4 декабря по новому стилю. Но этими предписаниями пост не ограничивается. Воздерживаться необходимо и в супружеских отношениях.
Необходимо ограничивать себя и в тех удовольствиях, которые несовместимы с покаянными чувствами. Речь идет прежде всего об увеселительных мероприятиях. И для многих такой отказ становится практически невыполнимой задачей. Предновогодние детские утренники, корпоративы, предпраздничные концертные программы... Как от всего этого отказаться? В этих ситуациях человек сам себе должен назначить пост, а не перекладывать ответственность на священника. Ведь зачастую именно так и происходит. Кто-то начинает смущаться оттого, что его планы не совсем гладко вписываются в режим поста, и поэтому свое самооправдание пытается закрепить церковным благословением: “Благословите, батюшка, на корпоративную вечеринку!” Это кроме как искушением батюшки и не назовешь. Каждый из нас сам должен принимать решение в подобных ситуациях. Даже на увеселительных мероприятиях, если от них невозможно отказаться, можно найти для себя меру поста. Ведь когда мы ведем своих детей на новогодние утренники, то жертвуем и временем, и своими установками на пост ради них. И лишить радости праздника того, кому еще непонятны строгие предписания поста, по меньшей мере нехорошо.
Другое дело, если мы сами себе в чем-то отказываем. Здесь нет универсальной формулы. Духовный опыт приходит не столько со временем, сколько с аскетическими подвигами. Ведь многие люди останавливаются в своем духовном росте уже в начале церковной жизни. И сколько бы времени ни прошло, они руководствуются одними и теми же установками, о которых было сказано выше. Уместно вспомнить слова апостола Иакова: “Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие” (Иак. 1:26). Этот святой в своем послании призывает христиан быть не слушателями Слова Божия, но исполнителями его. И это предписание как раз и становится главной задачей поста. Почти все уже знают, как поститься, но не всем это дело оказывается под силу. Не всем легко умерить запросы своей плоти. И удивительные слова в связи с этим говорит тот же апостол: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак. 3:2). Действительно, если наше собственное слово слишком легковесно, как же мы можем привить себе авторитет Божиего Слова? Попробуйте для начала слушаться себя самого в добрых намерениях. Это не так-то просто, как оказывается. Для многих труднее отказаться от лишнего слова, чем от лишней порции любимого блюда. И если мы не научимся быть правителями и стражами своего языка, даже очень строгий пост нам принесет мало пользы. Христос нас учит: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (Матф. 15:11). Эти слова не оправдывают тех, кто совершенно не постится. Бог не может противоречить Самому Себе. Ведь в другом месте Евангелия Он ясно говорит о необходимости поста для духовного очищения: “Сей же род (нечистые духи. — Авт.) изгоняется только молитвою и постом” (Матф. 17:21). Именно через воздержание в пище мы укрепляем свою волю, свой дух. И своими волевыми усилиями мы должны приучить себя не согрешать в словах и в делах. Молитва является нашей духовной пищей. Если мы не подкрепим себя таким образом, в нашем организме неминуемо образуются трещины. Богом человек создан таким образом, чтобы душа и тело гармонично служили друг другу. Но грех разрушил эту гармонию. Восстановить ее — наша задача. А без поста и молитвы это невозможно.
Поэтому настроим себя на духовный труд перед встречей светлого и чудесного праздника — Христова Рождества. Пусть все больше добрых слов мы будем слышать друг от друга. Пусть наши слова не расходятся с делом. И пусть Слово Божие руководит всеми нашими поступками. Ежедневно питайте себя этим Божественным даром, дорогие читатели. Ибо “блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим” (Пс. 93:12).