Цена совести
Почему порой не только большие деньги, но и мизерный “навар” формируют правовой нигилизм в обществе?
Это происшествие, случившееся на днях в Новополоцке и выложенное день спустя во всемирную сеть очевидцем, заснявшим его на камеру мобильного телефона, всколыхнуло не только жителей города нефтепереработчиков, но и интернет-общество всей страны. Пассажиры городского автобуса вступили в конфликт с контролером, обнаружившей среди предъявленных ей билетов один недействительный. Взаимная потасовка завершилась вмешательством третьей стороны — парня, который за волосы выволок контролера из автобуса. Промежуточный итог этой истории озвучили в новополоцкой милиции: “Преступник найден и арестован”.
В этой бытовой в общем-то ситуации самыми примечательными автору этих строк показались комментарии пользователей интернета. При более-менее равных группах сочувствующих пострадавшей контролерше и оттаскавшему ее за чуб парню явно прослеживалась еще одна, третья часть комментаторов. Тех, кто не просто приветствовал “охоту на контролеров”, но и гордо заявлял о собственной склонности постоянно ездить зайцем, призывая делать то же самое всех остальных. Естественно, не выгоды ради, а в интересах “справедливости”. При этом в сообщениях о загоревшемся автобусе/троллейбусе или о неработающей зимой в междугородной маршрутке “печке” их риторика звучит иначе: в адрес городских властей вываливаются на-гора килобайты упреков за неспособность навести порядок в общественном транспорте.
Впрочем, только ли в зайцах дело? Увы, приходится констатировать: проскочить хоть в мало-мальскую лазейку законодательства, “сэкономить” (а по сути дела украсть) хотя бы копейку — непреодолимое желание многих. И никакими современными реалиями и сетованиями по поводу дорожания жизни этот феномен не объяснить. Автор этих строк, часто наведывавшийся в восьмидесятые годы в Москву, прекрасно помнит, как на Белорусском вокзале прибывших в столицу СССР пассажиров купейных вагонов встречали не столько малочисленные носильщики, сколько многочисленные командированные, приехавшие в “плацкарте”. Билеты в ту пору не были именными, а разница в стоимости плацкартного и купейного составляла четыре рубля. Такой была и цена совести у тех попрошаек с портфелями в руках, предоставлявших позже в родную бухгалтерию более дорогой билет.
Сегодня жизнь предоставляет людям несоизмеримо более широкие горизонты для деятельности и собственной самореализации, однако желание обойти закон и иметь сверх положенного у многих осталось. Гродненская ГЭС еще не успела отметить годовщину своего создания, как стала излюбленным местом рыбных браконьеров, вылавливающих здесь за день до полуцентнера рыбы. В Беларуси пока есть лишь одна-единственная платная дорога — “олимпийка”, — но и этого оказалось достаточно, чтобы тысячи фур ежегодно объезжали пункты взимания платежей по примыкающим к ним деревням и садовым товариществам, бюджет ежегодно терял более миллиона долларов, а отчаявшиеся селяне и дачники вывешивали на своих улицах самодельные предупредительные щиты “Фурам бьем стекла камнями!”.
Но кто разобьет вдребезги само ущербное сознание желания халявы в любом ее проявлении? Особенно в случаях, когда масштабы афер превышают все мыслимые пределы. В 2011—2012 годах правоохранителями были вскрыты факты, когда отдельные сельхозпроизводители и агросервисы, используя “серые” схемы, пытались перепродать купленные по квотам и минимальным ценам калийные удобрения за пределы страны.
И “соль вопроса” не только в калии. Всего за январь — сентябрь текущего года Департамент финансовых расследований КГК выявил 303 подобных экономических преступления, а пресечение им деятельности предпринимательских лжеструктур в Беларуси позволило за девять месяцев вернуть в бюджет 285 млрд рублей. В частности, в нынешнем месяце пресечена деятельность преступной группы, которая содействовала должностным лицам коммерческих предприятий в уклонении от уплаты налогов и легализации товарно-материальных ценностей, добытых преступным путем. Уклонение от уплаты налогов составило более миллиарда рублей.
“Нам противостоят хорошо подготовленные и высокообразованные люди, большинство из них имеют высшее экономическое и юридическое образование, — говорит заместитель председателя КГК Беларуси, директор Департамента финансовых расследований Григорий Веремко. — Почему они на это идут? Хотят быстро заработать большие деньги и надеются, что удастся уйти от закона. Авось пронесет”.
Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке — эта поговорка как нельзя лучше характеризует сторонников “теневой” жизни с расчетом на авось. Отложенная ответственность не избавит никого от часа Х — он обязательно придет, в какой бы то ни было форме. Как-то, любуясь в одном из украинских городов его широкой рекой, автор этих строк обратил внимание на опоры недостроенного моста, одиноко торчащие из водной глади. “Киев трижды выделял нам деньги на параллельный мост, но тут, на месте, они всякий раз куда-то испарялись, — хохотал, поясняя увиденное, родственник. — Молодец мэрия, там у нас ребята цепкие”. День спустя тот же родственник клял почем зря “цепких ребят”, неспособных ликвидировать хронические пробки на набережной и дыры в ее дорожном покрытии. Дыру же в собственном правосознании, как и причинно-следственную связь происходящего, заметить гораздо сложнее?