Заменят ли многооперационные лесозаготовительные комплексы вальщиков леса?
Программой Министерства лесного хозяйства предусмотрено к 2015 году 70 процентов всех лесозаготовок проводить механизированным способом. Иными словами, уже через пару лет вместо бригад вальщиков леса с бензопилами на лесосеках будут работать многооперационные лесозаготовительные машины. Подготовка к такому замещению людей механизмами ведется быстрыми темпами. Например, в ГЛХУ “Могилевский лесхоз” “уборку урожая” наравне с вальщиками ведет тандем из харвестера и форвардера. В текущем году лесхозом планируется приобретение еще одного лесозаготовительного комплекса.
Здесь не слышен топор дровосека...
Работу лесозаготовительного комплекса наглядно продемонстрировал директор Могилевского лесхоза Иван Трамбачев, с которым корреспонденты “НГ” приехали на лесосеку в Заходское лесничество.
На разработке усыхающего ельника мы не увидели традиционной картины валки леса. На делянке нет лесорубов в характерной оранжевой униформе и касках. Не слышится звон бензопил. Не дымят костры, в которых сжигаются порубочные остатки. Вместо всего этого наблюдаем одну-единственную трехосную машину с манипулятором, который заканчивается технически сложной пильной головкой. Это и есть пресловутый харвестер. Он протягивает стрелу к очередной ели, головка захватывает ствол дерева, спиливает его и опускает на землю. Затем, пропуская через систему специальных ножей и валов, харвестер очищает ель от сучьев и одновременно раскряжевывает на сортименты. Не проходит и минуты, а дерево уже превращается в штабель нужных по длине сортиментов. Затем лесозаготовительная машина с помощью все той же стрелы и специальных захватов сгребает обрубленные ветви и сучья перед собой и двигается к следующему дереву, попутно приминая порубочные остатки. После харвестера на делянке остаются аккуратно сложенные в штабеля сортименты.
На лесосеку подъезжает второе “звено” лесозаготовительного комплекса — форвардер. Оснащенная подвижным манипулятором лесная машина грузит древесину на себя и вывозит на нижний склад, где в процессе разгрузки все бревна сортируются по толщине и породному составу.
В кабине харвестера установлен бортовой компьютер, который не только программирует нужные параметры заготавливаемой древесины (в частности, длину сортиментов), но и ведет учет заготовленным кубометрам. Данные компьютера свидетельствуют о том, что за одну смену управляемый одним оператором лесозаготовительный комплекс в условиях Могилевского лесхоза заготавливает в среднем по 120 кубометров древесины — примерно столько же, сколько и 25 вальщиков леса, вооруженных бензопилами. При этом работа ведется быстро и слаженно, на разработанную лесосеку приятно смотреть: люди так аккуратно работать не могут.
Кто сильнее?
Казалось бы, курс на замещение людей техникой — единственно правильный. Иван Трамбачев с этим полностью согласен, однако признает, что есть целый ряд причин, по которым полностью заменить человека машиной не получится.
— С машинами мы работаем уже не первый год, с людьми — тем более, поэтому можем уверенно указать на плюсы и минусы деятельности “конкурентов”, — рассказал Иван Трамбачев.
К несомненным плюсам работы механизмов можно отнести безопасность. Работа вальщика леса была и остается одной из самых травмоопасных в сфере лесозаготовок. Даже при валке деревьев по индивидуальному методу существует риск получения травм. Харвестером же управляет один хорошо защищенный кабиной оператор, больше людей на лесосеке нет. Риск травм сводится к нулю.
Второй плюс лесных машин — решение проблемы кадрового “голода”.
— Во все времена работа в лесу была тяжелой. Такой она остается и в наши дни, — поделился Иван Трамбачев. — Далеко не каждый способен выдержать условия физически тяжелой работы под открытым небом. Кроме того, основная кадровая “подпитка” у нас — из сельской местности, а в ней остается все меньше молодежи. Волей или неволей мы вынуждены заменять людей машинами.
С другой стороны, абсолютно без людей в лесу никак не обойтись. Ведь есть немало участков леса, которые требуют к себе в прямом и переносном смысле человеческого отношения. Например, на рубках ухода — осветления, прочистки, прореживания — тяжелая техника попросту не сможет развернуться, не повредив насаждений. Там к каждому дереву должен быть индивидуальный подход, только человек с бензопилой может решить, каким образом лучше вырубить второстепенные деревья, чтобы не повредить и дать рост более ценным породам.
Да и о труднодоступных участках леса, расположенных в низинах и болотистой местности, забывать не стоит. К некоторым лесосекам тяжелая техника зачастую добраться не может.
“Буксующий” сервис
По мнению директора лесхоза, притормаживать процесс механизации лесозаготовок сегодня может техническое обслуживание лесных машин.
— Мы приобретаем технику белорусского производства, изготовленную на заводе “Амкодор”. Это направление на заводе довольно новое, поэтому без недоработок не обходится, и возможность поломок мы не исключаем. К сожалению, пока у производителя в должной мере не налажено гарантийное и сервисное обслуживание, — обозначил проблему Иван Трамбачев. — Если деньги заплачены, техника должна приносить доход. В этом заинтересованы все, начиная от оператора, механика, главного инженера и заканчивая директором организации. Однако пока что нередко случается, что в случае выхода из строя находящаяся на гарантии техника простаивает неделю и более, срывая планы по заготовкам и принося ущерб всему делу. Самостоятельно чинить гарантийные механизмы мы права не имеем, гарантийная служба завода своих специалистов в лесхоз оперативно отправить не может. То же касается и сервисного послегарантийного обслуживания. Мы готовы оплачивать услуги специалистов сервисной службы “Амкодора”, только бы наши машины не простаивали.
Сегодня на базе Могилевского лесхоза функционирует один лесозаготовительный комплекс. В планах на декабрь — приобретение еще одного харвестера, в начале следующего года будет закуплен и форвардер. Но есть опасения, что накладки в работе сервисной службы завода будут тормозить процесс механизации лесозаготовок и в дальнейшем.
Техника для смелых или умных?
Есть еще один нюанс, от решения которого будет напрямую зависеть успех механизации лесозаготовок, — подготовка специалистов, способных управлять сложной техникой.
В кабину современного харвестера простого тракториста или водителя погрузчика посадить не удастся: управление новой техникой осуществляется буквально двумя пальцами с помощью маленьких джойстиков. При этом оператор должен не только хорошо чувствовать технику, но и обладать воображением: правильно рассчитывать, куда именно нужно свалить спиленное дерево, чтобы не только не повредить другие насаждения, но и не вывести из строя механизм.
— Харвестер стоит около трех миллиардов рублей, — рассказал директор лесхоза. — К управлению им мы допускаем только самых высококвалифицированных специалистов.
По словам Ивана Трамбачева, самое главное при эксплуатации новой техники — это хорошо подготовленный оператор. Руководство лесхоза заинтересовано в создании резерва квалифицированных операторов, прошедших специальное обучение.
Кстати, операторов харвестеров по заявкам лесхозов готовят в Республиканском центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Минлесхоза.