В столице проходит I Минская триеннале современного искусства “БелЭкспо-Арт-2012”
![](http://www.21.by/pub/news/2012/11/1353963673357750.jpg)
Поиграть с киборгом и ощутить возможности “дополненной реальности” новой проекционной технологии
В столице проходит I Минская триеннале современного искусства “БелЭкспо-Арт-2012”, которая проводится под патронатом главы государства и организована Министерством культуры и Центром современных искусств. Открывая выставку, заместитель премьер-министра Анатолий Тозик заметил: “На этом ярком событии много неожиданного и для моего поколения, возможно, не совсем приемлемого. Но как говорил когда-то Александр Гумбольдт, “всякая истина происходит в человеческом уме через три стадии: сначала — какая чушь!, затем — в этом что-то есть и, наконец, — кто же этого не знает! Поэтому, думаю, что и мы за время работы триеннале пройдем все эти стадии”.
Каждый выставочный день богат на различные события — перфомансы, презентации проектов, показы и многое другое. Все желающие могут убедиться, что белорусские творцы, в особенности последние двадцать лет, успешно работают во всех жанрах современного искусства. А это живопись, графика, фотография, скульптура, театр, мода, музыка, дизайн и т. д. “Молодежи, чтобы реализовать свой потенциал, теперь не надо никуда уезжать”, — подчеркнул Анатолий Тозик.
Корреспонденты “НГ”, побродив по выставке, постарались выделить самое интересное, самое удивительное, самое креативное.
Давно забытое старое
Художников в первую очередь привлекает аура современного искусства. И только потом у каждого находятся свои мотивы оставаться в данном контексте. Работать ли переводчиком нового языка в искусстве, в академической абстрактной композиции, открыто выражать свои мечты, — у каждого здесь свои причины, считает куратор витебского проекта “Абстракт” Василий Васильев.
— Раньше я шесть лет в противовес “учебному”, обывательскому эстетизму, организовывал международные выставки, — отметил куратор. — А потом понял, что Витебск — это идеальная площадка для современного искусства.
Участники этого проекта продолжают традиции беспредметного искусства, которые берут начало в экспериментах Витебского народного художественного училища.
Робот-”чайник”
От месяца до трех нужно брестскому мастеру Александру Годуну для того, чтобы создать большого робота. Главное, чтобы нашлись подходящие “детали” — телевизоры, системные блоки, чайники (в качестве голов), колонки-ноги, принтеры-руки. Всего Александр сделал около ста железных персонажей (продавцов оружия, водолазов, киборгов, официантов, влюбленных, рудокопов, предназначенных для работы в суровых марсианских условиях, и других) к большому восторгу детей и взрослых. Некоторые из них выполняют несложные команды и могут “поговорить” с посетителями.
— Сейчас собираюсь освоить сварку и делать трех-четырехметровых роботов, которые могли бы, к примеру, послужить украшением тематического парка или стоять на центральной брестской улице, — мечтает скульптор.
Мирные разрушители
С новыми проекционными технологиями знакомил нас на выставке Илья Пархимович. Объяснить, что такое видеомэппинг, 3D-проекция крайне сложно. Хотя читатель, возможно, видел в интернете популярный ролик, где со зданием под воздействием “объемного” света происходят невероятные вещи: оно достраивается, рушится в какой-то своей части, меняет архитектурную форму и многое другое. В Беларуси данное направление пока слабо развито. Причина — очень дорогое оборудование.
Из радиослушателей в... радиозрители
Мой коллега, журналист Владимир Тропенок, рассказал о презентации проектов одного из участников триеннале радиоканала “Культура”, фильме о жизни творческого коллектива, запланированных встречах со слушателями и... реальных прямых эфирах прямо из “Белэкспо”.
— Мы продемонстрируем всем желающим свою деятельность, — пообещал Владимир. — Ежедневные часовые эфиры будут передавать дыхание этого зала, в них будут представлены и другие участники праздника современного искусства.
Многоуровневое созерцание
Любопытный проект “Своя история”, где фотографии рассказывают о фотографиях, представила Марина Батюкова.
— Все работы очень разные, — заверила фотограф, — домашне-деревенские, эксклюзивно-французские, современно-молодежные, призванные будить в людях различные ассоциации. Кто может лучше рассказать о себе, как не сам объект? Тем более, если поместить его в соответствующий антураж (характерную ей среду), окружить определенным количеством деталей, без которых невозможно раскрыть тему.
Живое железо
Энтомологичные роботы или, образно, “живое железо” — так можно назвать работы гомельского мастера Сергея Портенкова.
Автор занимается созданием механизированных насекомых (богомолов, стрекоз, жуков) уже около шести лет.
— Если взять жука и посмотреть на него сквозь увеличительное стекло, то он очень напоминает машину. Особенно мне нравятся стрекозы. Это и вертолет, и подводная лодка (поскольку рождаются под водой), и бесстрашные хищники. К тому же стрекозы необыкновенно красивые создания.
Со своей выставкой, а это более двадцати экспонатов, скульптор часто разъезжает по разным городам.
— Жена не разрешает все это держать в доме, — шутит Сергей.
Мы рассказали лишь о малой части того, что можно увидеть на этой удивительной выставке. Впрочем, действительно лучше увидеть. Экспозиция работает до 9 декабря в выставочном комплексе на проспекте Победителей. Не спешите говорить: “Какая чушь!” Вероятно, поближе познакомившись с современным искусством, вы скажете: “Кто же этого не знает?”