Виват мастеру
Эльдар Рязанов отметил свое 85-летие
В киноклубе «Эльдар» прошел праздничный концерт под названием «Домашний юбилей». Как известно, пышных торжеств с длинными речами режиссер никогда не любил, поэтому и свой юбилей отметил, пригласив лишь самых близких.
Кавалером бесчисленных орденов и победителем бессчетных фестивалей является лауреат Госпремии СССР и премии РСФСР имени братьев Васильевых, народный артист СССР Эльдар Рязанов. Не стоит перечислять их все, да и не перечислить в пределах газетной страницы. Попытаемся признаться в любви к мастеру. Имя свое – Эльдар (в переводе с персидского – «владеющий миром») Рязанов получил от родителей, вероятно, в память об их службе в Тегеранском полпредстве. И полностью оправдал его. В юности он мечтал стать моряком или писателем, об этом он, помнится, говорил в интервью одному молодежному изданию вскоре после выхода в свет фильма «Жестокий романс».
Зритель, не раз убеждалась, влюблен в киномир рязановских образов, в его сознании они присутствуют всегда, помогают ему жить, потому что спускаются к нему не с «небес обетованных», а приходят по «иронии судьбы» из «гаража» и «карнавальной ночи», с городских улиц, на которых действует советский Робин Гуд – Деточкин, борются за справедливость «старики-разбойники», «старые клячи» и ищут счастья всевозможные «дуралеи». Съемки одной из сцен «Дуралеев» мне довелось наблюдать в центре Москвы, перед Моссоветом, когда герои на автомобилях нарезали круги вокруг памятника Юрию Долгорукому. Рязанов, появляясь с мегафоном из вагончика, мгновенно закручивал действие. Все вокруг в полном смысле приходило в движение и начинало ускоряться.
Педагогами Рязанова во ВГИКе были Григорий Козинцев и Сергей Эйзенштейн. На «Мосфильме», куда он пришел после пяти лет работы на студии документальных и хроникальных фильмов, его опекал сам Иван Пырьев. Это он заставил Рязанова взяться за комедию «Карнавальная ночь». Позднее при его же поддержке была снята и «Гусарская баллада».
«Самое трудное, но интересное и благодарное – делать комедии о хороших и добрых людях, – так высказался однажды в печати режиссер. – Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. В нашем кино в этом жанре, кроме нас с Эмилем Брагинским, никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы».
Рязановские комедии приходили к зрителю в виде трагикомедий, в которых сочеталось смешное и печальное. Такова одна из лучших картин Рязанова «Берегись автомобиля», таковы «Старики-разбойники», «Ирония судьбы», «Служебный роман». Сатирическая комедия «Гараж» и телефильм «О бедном гусаре замолвите слово» содержали острую критику по отношению к тогдашней действительности. На основе реальной истории был снят «Вокзал для двоих». Режиссер собрал вокруг себя коллектив единомышленников – сценарист Брагинский, композитор Петров, оператор Нахабцев, привел в свои фильмы обойму блестящих актеров – Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Олег Басилашвили, Валентина Талызина, и зритель отплатил ему за все это огромной любовью. Немало крылатых фраз из рязановских фильмов ушло в народ.
В фильмах конца 80-х – начала 90-х привычно оптимистичный герой Рязанова терпит крах – это и Карандышев в «Жестоком романсе», и герой фильма «Забытая мелодия для флейты». А в «Небесах обетованных» режиссер и вовсе показал современную версию пьесы Горького «На дне» – о стране, которая пошла вдруг на дно. В 2006 году режиссер снял «Андерсена», где, по признанию многих, впервые выговорился сполна. Это первая его мелодрама, которая заканчивается трагично.
Рязанов прославился в качестве ведущего «Кинопанорамы», создал более 200 авторских телепрограмм, преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов, состоялся как писатель и как драматург. Он – автор книг «Грустное лицо комедии», «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Зигзаг удачи» и «Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения» (с Э. Брагинским), сборника стихов «Ностальгия».
Эльдар Александрович трижды женат. Сейчас рядом с ним супруга Эмма Валерьяновна Абдуллина, которая на вопрос о том, легко ли быть рядом с Рязановым, отвечает так: «Ему все время надо соответствовать, а это, поверьте, нелегко».