Новые стороны треугольника

Источник материала:  
22.11.2012 — Разное

США и Китай определились с руководством до 2016 года

2012-й стал годом смены власти в большинстве крупнейших стран мира. В первой половине ноября определились США и Китай. Барак Обама неожиданно легко сохранил пост в Вашингтоне. В Пекине ожидаемо и без эксцессов прошла передача власти от четвертого – пятому поколению лидеров КНР.

Легкость победы Обамы, конечно, является таковой чисто внешне. По мнению большинства политологов, она зафиксировала раскол американского общества. Все меньшинства (национальные и расовые, гендерные и др.) объединились вокруг Обамы, обеспечив ему победу. В проигрыше оказалось большинство – белые мужчины-протестанты традиционной ориентации. Большая их часть поддержала Ромни. Сам по себе этот факт заставит Обаму действовать в интересах своего электората, то есть склоняться максимально влево. К тому же это вполне отвечает собственным взглядам американского президента. Тем более, это его второй срок, когда можно уже не думать о переизбрании и проводить свою политику более решительно.

Можно предположить, что в области внешней политики в ближайшие четыре года «новый старый» президент будет ориентироваться на максимальное ограничение военного присутствия в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Его важнейшей задачей станет вывод войск из Афганистана, чтобы это не выглядело как явное поражение США и всей западной коалиции. Неизбежно произойдет существенное сокращение американского военного бюджета и, соответственно, военных возможностей этой страны. Большая часть военного потенциала США теперь будет сосредоточена в Азиатско-тихоокеанском регионе и ориентирована на сдерживание Китая. Разумеется, США ни в коем случае не пойдут на прямую военную конфронтацию с КНР, но попытаются ограничить китайскую военно-политическую активность в Азии.

В самом Китае новым генсеком ЦК КПК стал, как и ожидалось, Си Цзиньпин (он должен остаться на этом посту до 2022 года). В тот же день он возглавил Центральный военный совет, став, таким образом, полноправным реальным лидером страны. Такой мгновенный переход поста председателя ЦВС от старого генсека к новому является беспрецедентным в истории КНР. Возможно, дело в том, что перед началом XVIII съезда КПК, на котором и происходила смена власти, китайский генералитет через армейские СМИ намекнул, что двоевластие его не устраивает. Этот эпизод показывает, что роль армии в Китае, и без того беспрецедентно большая, продолжает расти. А это будет означать неизбежное нарастание агрессивности во внешней политике КНР. Тем более что перед страной, несмотря на ее выдающиеся экономические успехи, стоят очень серьезные внутренние проблемы. Внешняя агрессивность, которая уже наблюдалась в последнее время в отношениях Китая с Японией и странами АСЕАН, является лишь проявлением этих проблем.

Таким образом, противостояние Вашингтона и Пекина становится практически неизбежным, на него сознательно идут обе стороны. И в таких условиях у них появляется очень большой интерес к дружбе с Россией. Что уже проявилось в последние годы в политике обеих стран.

До сего дня официальные лица в Китае постоянно подчеркивают, что отношения с Россией не являются союзническими и не направлены против какой-либо третьей стороны. В научных работах и на интернетовских форумах гораздо откровеннее говорилось о том, что в интересах Китая – если Россия будет противостоять американскому гегемонизму, а сам Китай останется в стороне, ничем России не помогая и развивая собственные отношения с США. Как выяснилось, подобная политика эффекта не дала, Вашингтон открыто заявил о том, кого теперь считает главным противником. Поэтому взгляд на Россию из Китая быстро меняется. И на интернетовских форумах впервые появились высказывания о том, что Китаю следует установить с Россией союзнические отношения, о том же стали говорить некоторые китайские военные.

С другой стороны, Барак Обама в течение первого срока своего президентства подписал с Россией исключительно выгодный для нас и невыгодный для США договор СНВ-3. Кроме того, отменен тот вариант евроПРО, который был разработан при Буше, вполне вероятно, что и новый, значительно урезанный вариант еще более сократится в течение второго срока Обамы.

Подобная ситуация дает России уникальную возможность играть на американо-китайских противоречиях, получая от этого максимум выгоды. При этом, впрочем, крайне важно не сблизиться слишком сильно ни с Пекином, ни с Вашингтоном и, соответственно, ни с кем из них сильно не поссориться. Слишком тесное сближение с любой из сторон опасно тем, что «союзник» начнет нас использовать в качестве «тарана» против своего противника. Собственно, такое уже не раз происходило в последние 20 лет, когда Китай давал возможность России «вволю» ссориться с США, отсиживаясь у нее за спиной и оставаясь при этом для американцев «хорошим» и «умеренным».

По-настоящему отвечает интересам России лишь политика фактического нейтралитета и, разумеется, максимального укрепления собственного экономического и военного потенциала. Только при этом условии нас будут обхаживать, а не использовать в чужих интересах. Кроме того, Москве необходимо не на словах, а на деле начать уделять максимум внимания АТР – новому центру мира.

←Надежная опора бизнеса

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика