Рамсарские — значит особо ценные
Сполна оценить собственные природные сокровища помогает знакомство с зарубежными диковинками, ведь не зря говорится, что все познается в сравнении
Реками, озерами и болотами жителей Беларуси удивить сложно. В прошлом веке решили даже частично “спустить воду” — развернулась широкомасштабная мелиорация. Активно взялись отвоевывать сушу у болотных хлябей и во многих других странах. Пока одни “светлые головы” разворачивали вспять реки, другие пытались достучаться до высокопоставленных чиновников, чтобы спасти от уничтожения хотя бы ключевые экосистемы. И достучались. 2 февраля 1971 года в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция). В настоящее время ее сторонами являются 160 государств. Беларусь присоединилась к этой конвенции в 1999 году, после того как соответствующий указ подписал Президент страны.
Международный щит
В прошлом году широко отмечалось сорокалетие со дня подписания Рамсарской конвенции. И праздновать было что: за минувшие десятилетия в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения включено более 1900 природных объектов в разных уголках планеты.
Наиболее важные “водно-болотные” вопросы решаются на Конференции сторон Рамсарской конвенции, которая проходит раз в четыре года. Очередное, одиннадцатое, заседание высокого уровня состоялось летом нынешнего года (6—13 июля) в Бухаресте. В этом масштабном мероприятии приняли участие представители более 130 стран. Белорусскую делегацию возглавил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис.
— Беларусь вносит существенный вклад в сохранение водно-болотных угодий, — отметил Анатолий Лис. — О многом говорит тот факт, что уже девять водно-болотных угодий нашей страны включены в международный Рамсарский список. На рассмотрении в Секретариате конвенции находится еще несколько наших территорий, заслуживающих этого статуса. Для обеспечения сохранения и рационального использования водно-болотных угодий в Беларуси приняты Национальная стратегия и План действий по реализации Рамсарской конвенции, разработаны планы управления для соответствующих территорий, установлены нормативы допустимой антропогенной нагрузки.
На конференции в Бухаресте представители Беларуси поработали весьма плодотворно. Анатолий Лис не только выступил с докладом, но и провел ряд важных встреч: с генеральным секретарем Рамсарской конвенции и ее руководителем по Восточной Европе, с коллегами из России, Украины, Литвы, Чехии, Румынии. Кроме того, замминистра обсудил с секретарем Бернской конвенции перспективы присоединения к ней нашей страны. На конференции было принято около двадцати резолюций, призванных усилить действенность Рамсарской конвенции.
Главное — сохранить биоразнообразие
Пока шла конференция, параллельно в рамках проекта ЕС/ПРООН “Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь” в Румынии проходила обучающая программа, посвященная управлению водно-болотными угодьями, сохранению биологического разнообразия и развитию экологического туризма. В ней приняли участие специалисты Минприроды, Мин-юста, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, ученые, представители общественных организаций, журналисты. Белорусская делегация посетила биосферный заповедник “Дельта Дуная”, являющийся одним из крупнейших водно-болотных угодий в мире, и Природный парк Комана.
В городе Тульча белорусская делегация встретилась с руководителем администрации биосферного резервата “Дельта Дуная” Виорикой Биска, которая поделилась опытом работы по сохранению биоразнообразия, управлению водно-болотными угодьями и регулированию хозяйственной деятельности, рассказала о развитии экотуризма на охраняемой природной территории. Эффективность действующего здесь плана управления подтверждается тем, что в 2000 году биосферный резерват “Дельта Дуная” был награжден дипломом Совета Европы, а в 2005 и 2010 годах подтвердил право на этот диплом.
— План управления направлен прежде всего на обеспечение благоприятного статуса для всех видов животных и растений резервата, — подчеркнула Виорика Биска. — Причем этот план имеет приоритетное значение, вся остальная деятельность не должна противоречить ему.
Ловить рыбу в резервате можно далеко не везде, выделено 18 районов, где допускается только научная деятельность. Но и в остальных районах для рыбной ловли и охоты нужно иметь соответствующие разрешения, которые выдаются в рамках установленных учеными квот. Впрочем, в соответствии с принятым законом в 2012 году охота в пределах охраняемых природных территорий Румынии вообще запрещена.
Кстати, администрация биосферного резервата (здесь работает 131 сотрудник) осуществляет только функции охраны и выдачи разрешений туристам и рыбакам. Занимается также экологическим просвещением населения. Финансируется же деятельность администрации в основном из госбюджета.
Не гони дунайскую волну!
Путешествие на небольшом кораблике по водным артериям резервата с лихвой оправдало все ожидания. Прибрежные “джунгли”, кишащие всякой живностью, периодически сменялись деревенскими пейзажами — люди веками живут по берегам реки, есть даже поселение староверов.
Полный запрет охоты не замедлил сказаться: по пути встречалось множество видов птиц, в том числе редких. Причем они не спешили улетать — вот что значит не пуганные охотниками! К тому же на территории резервата на многих водных участках запрещено использовать моторные лодки и даже создавать волну. Нарушения установлнных правил чреваты огромными штрафами, а за браконьерство можно угодить в тюрьму.
|
Не частный интерес
Было чему подивиться и в Природном парке Комана, расположенном недалеко от Бухареста. Он создан сравнительно недавно — в 2004 году. Для эффективного управления парком учреждена администрация в составе десяти человек, шестеро из них выполняют сугубо охранные функции.
Финансирование парка осуществляется за счет государства, небольшую часть средств приносит выдача разрешений туристам на посещение этой территории в выходные дни (по будням денег не берут). Посетители имеют возможность наблюдать за птицами, совершать пешие и велосипедные прогулки по утвержденным маршрутам.
— В 1970 году был проложен осушительный канал, уровень воды в озере резко понизился, что повлекло за собой резкое сокращение видового состава флоры и фауны, — рассказал директор администрации Природного парка Комана Валерий Григорий. — До 1990 года три четверти поймы было осушено для сельского хозяйства, но искусственные луга оказались нерентабельны.
В 2009 администрация парка вместе с властями начала реализовывать проект по восстановлению водно-болотных угодий. Чтобы поднять уровень воды на 1,5 м, на реке построена плотина со шлюзом, предусмотрен переход для рыб.
— Сложность в том, что около 60 процентов территории — частная собственность, — пояснил директор. — Мы планировали увеличить площадь водной глади до 600—800 га, но местные жители и владельцы земельных участков воспротивились. Пришли к компромиссу — 400 га, хотя этого явно недостаточно.
Сравнительный анализ
Директора заказников “Средняя Припять”, “Лунинский” и “Ольманские болота” Василий Мордухай и Иван Яхновец, входившие в белорусскую делегацию, постоянно сопоставляли нашу и румынскую системы управления охраняемыми территориями. Многому откровенно завидовали. В частности тому, что их румынские коллеги не обременены зарабатыванием денег, а выполняют исключительно природоохранные функции.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о переводе белорусских государственных природоохранных учреждений на самофинансирование. Эффективность их работы оценивается по объему платных услуг. А ведь природоохранные учреждения созданы около пяти лет назад, они не унаследовали практически никакой инфраструктуры, без которой больших денег не заработаешь. До некоторых заказников вообще не доплыть не доехать. Вот и получается: спрос вроде бы есть, а предложить нечего. Туристов надо еще и накормить, увлечь интересной программой. Но если в нынешних условиях ринуться в зарабатывание денег, охранные функции уйдут на задний план.
— Чтобы заказники соответствовали своему предназначению, необходимо собраться всем заинтересованным — ученым, специалистам, общественникам — и обозначить болевые точки, выработать оптимальные пути решения существующих проблем, — считает Иван Яхновец. — Причем решать проблемы надо комплексно.
— Моя позиция твердая: на территориях наших заказников надо строго ограничить промысловый лов рыбы, запретить охоту, а то ведь вся Припять гудит от моторных лодок и выстрелов, — заявил Василий Мордухай.
Несомненно, нельзя зарубежный опыт полностью перенести на нашу почву, но к положительным наработкам стоит присмотреться. С другой стороны, есть чему поучиться иностранным стражам природы и у нас, убежден тематический координатор проекта ЕС/ПРООН Александр Винчевский. Для этого, собственно, и проводятся международные конференции.
|
Минск — Бухарест — Тульча