Летать ли самолетами «Аэрофлота»?
Удобно, надежно… очень хотелось бы еще и дешевле
Главный вопрос, интересовавший президента РФ на встрече с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым, прошедшей в конце октября, что сделала компания для того, чтобы ее услуги стали более доступными для российских граждан со средним достатком и живущих далеко от центра. Речь идет о проекте дешевых пассажирских перевозок, так называемых лоукост-компаниях (англ. low-cost – недорогой).
Савельев был готов к подобному вопросу, так как Владимир Путин поручил разработать проект национального лоукостера именно «Аэрофлоту». Кстати, по мнению весьма авторитетных экспертов, «потянуть» создание лоукостера в России может только «Аэрофлот» как наиболее развитая, адаптированная к российским условиям компания. Также есть мнение, что если на отечественный рынок (после вступления России в ВТО это возможно и де-факто, а главное, и де-юре) попытается прийти зарубежная низкобюджетная авиакомпания, то пассажиры отдадут предпочтение дешевому перевозчику, работающему под знакомым брендом «Аэрофлот». Впрочем, это утверждение, по меньшей мере, спорное. Аналитики также недвусмысленно намекают, что достичь успеха в создании лоукостера «Аэрофлот» сможет благодаря своим лоббистским возможностям.
Виталий Савельев довел до сведения президента свое видение проблемы. Глава компании считает, что для этого необходимы поправки в Воздушный кодекс и авиационные правила. В частности, ввести жесткую практику продажи невозвратных билетов. То есть пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он не может его вернуть, к тому же должен платить за багаж. Сегодня 10 кг багажа пассажир везет бесплатно. Кроме того, необходимо разрешить лоукостеру не кормить пассажира на рейсах. Пока это запрещают федеральные авиационные правила. И, наконец, для лоукостера должен быть специальный аэропорт, где будут очень дешевые аэропортовые сборы. Есть мнение, что в Подмосковье для подобных целей может быть использован аэродром в Кубинке, где планируется создать аэропорт деловой авиации, но где до сих пор базируются части ВВС.
Виталий Савельев посетовал, что из-за дефицита пилотов между авиакомпаниями идет война – летчиков привлекают повышенными зарплатами, что также отражается на цене пассажирских перевозок. Правда, по словам замминистра транспорта Валерия Окулова, до конца текущего года в Госдуму будет внесен на рассмотрение законопроект, разрешающий привлекать иностранных пилотов для работы в российских авиакомпаниях.
Глава «Аэрофлота» заверил президента, что если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, создание лоукоста займет «от полугода до года максимум».
Говоря о других проблемах и достижениях компании, Виталий Савельев отметил, что, согласно последним оценкам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), «в бизнес-классе мы первые в Европе, в эконом-классе стали вторыми… третьи в мире по качеству питания… в обслуживании на земле мы впервые заняли первое место».
В то же время, по словам Виталия Савельева, «Аэрофлот» не может быть дешевой авиакомпанией в силу того, что мы покупаем дорогие машины. Мы сохранили наше питание. Поэтому сам по себе «Аэрофлот» остается в нише премиум-сегмента…».
Любопытная информация к размышлению: за последние 10 лет средняя стоимость авиабилета в РФ выросла на 80% (в неизменных ценах). Объяснение сего факта: увеличение стоимости авиатоплива, рост зарплат, покупка новых лайнеров, дорогое наземное обслуживание и пр.
А вот средняя стоимость авиабилета на рейс внутри США снизилась с 600 долларов в 1980 году до 365 долларов в 2011-м, то есть на 40%. Кстати, авиатопливо за это время подорожало в США на 110%. Основная причина этого парадокса: либерализация рынка авиаперевозок – увеличение конкуренции среди авиакомпаний, также запрет на забастовки среди авиадиспетчеров и летного персонала, увеличение загрузки салона.
Как говорилось в старые времена, неплохо бы на основании этих фактов сделать соответствующие оргвыводы.
Cправка «СВ» ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» – крупнейшая российская авиакомпания. |