О правовом регулировании ответственности за неисполнение денежного обязательства
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Миклашевича П. П., заместителя Председателя Сергеевой О. Г., судей Бойко Т. С., Вороновича Т. В., Данилюка С. Е., Изотко В. П., Козыревой Л. Г., Марыскина А. В., Подгруши В. В., Рябцева Л. М., Тиковенко А. Г., Чигринова С. П.
на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений
с участием представителей:
Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь — Демидовича В. Н., первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
Верховного Суда Республики Беларусь — Забары А. А., заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
Генеральной прокуратуры Республики Беларусь — Стука А. К., заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь;
Министерства юстиции Республики Беларусь — Мартыненко Э. А., заместителя начальника управления правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Республики Беларусь;
Национального статистического комитета Республики Беларусь — Ярковца А. И., начальника главного управления статистики цен Национального статистического комитета Республики Беларусь,
рассмотрел в судебном заседании обращение субъекта хозяйствования по вопросу отсутствия единообразной практики применения общими и хозяйственными судами положений пункта 2 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь в части взыскания суммы долга, увеличенной с учетом инфляции.
Проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция), Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и иных нормативных правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.
1. В соответствии с Конституцией в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, а также развивать возможности судебной защиты (подпункты “а” и “b” пункта 3 статьи 2).
Конституционный Суд отмечает, что, исходя из указанных положений Конституции и международно-правовых актов, участницей которых является Республика Беларусь, государство обязано создавать законодательные механизмы, обеспечивающие эффективную защиту нарушенных прав и свобод.
2. На конституционных нормах о гарантировании всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции); о гарантировании каждому права собственности и содействия ее приобретению; о праве собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; о защите собственности, приобретенной законным способом (части первая — третья статьи 44 Конституции), основывается гражданское законодательство, регулирующее в том числе отношения участников гражданского оборота.
В развитие конституционных норм в ГК в качестве основных начал гражданского законодательства определены принцип свободы договора и принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (статья 2).
Устанавливая гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, законодатель определяет основания и условия гражданско-правовой ответственности, в том числе за неисполнение денежного обязательства. Так, согласно пункту 1 статьи 366 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Национального банка на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законодательством или договором. В случае, если денежное обязательство в соответствии с законодательством подлежит оплате в белорусских рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, проценты начисляются на подлежащую оплате сумму в белорусских рублях, определенную по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день исполнения денежного обязательства либо его соответствующей части, а в случае взыскания долга в судебном порядке — на день вынесения решения судом.
В пункте 2 статьи 366 ГК предусмотрено, что если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 данной статьи, то он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму.
В обращении субъекта хозяйствования указывается, что хозяйственные суды при рассмотрении конкретных дел основываются на том, что в Законе Республики Беларусь “Об индексации доходов населения с учетом инфляции” (далее — Закон об индексации) закреплена возможность корректировки доходов граждан в связи с инфляцией, вызываемой ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, путем применения индекса потребительских цен. Поскольку в законодательстве Республики Беларусь не установлен механизм расчета коэффициента инфляции применительно к предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования, то хозяйственные суды отказывают в удовлетворении исковых требований о взыскании долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь исходит из того, что предпринимательская деятельность осуществляется ее участниками на основе принципа свободы договора, предполагающего установление в договоре субъектами хозяйствования по взаимному согласию условий, механизма применения и расчета индексации суммы долга в случае просрочки его уплаты.
В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19 сентября 2012 г. № 6 “О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда” разъяснено, что, принимая во внимание осуществление предпринимательской деятельности ее участниками на основе принципа свободы договора (статьи 2, 391 ГК), субъекты хозяйствования вправе предпринимать меры, направленные на снижение рисков. К числу таких мер относится возможность согласования при заключении договоров, наряду с иными способами защиты, условий, механизма применения и расчета индексации суммы основного долга (стоимости выполненных и принятых строительных работ) в случае просрочки его уплаты, если иное не установлено законодательством (пункт 18). Данное постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда принято с учетом постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 875 “О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450”, в соответствии с которым Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда изложены в новой редакции.
По информации Верховного Суда Республики Беларусь, при разрешении споров о взыскании долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся кредитору на основании пункта 1 статьи 366 ГК, расчет инфляционных потерь производится общими судами на основании индекса потребительских цен. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами и (или) договорами, общими судами применяется индекс изменения цен на строительно-монтажные работы, который ежемесячно публикуется Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь считает, что на основании статей 2 и 391 ГК участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В связи с этим механизм применения и расчет индексации могут быть согласованы гражданами и субъектами хозяйствования при заключении договора. В целях определения размера инфляции по смыслу статьи 366 ГК могут использоваться индекс потребительских цен, индекс цен производителей на промышленную продукцию, индексы изменения цен на строительно-монтажные работы и др.
Позиция Министерства юстиции Республики Беларусь основана на том, что поскольку предметом Закона об индексации является индексация доходов физических лиц из бюджетных источников — пособий, стипендий, заработной платы по месту работы, денежного довольствия, то данный Закон не направлен на регулирование гражданско-правовых отношений. В связи с этим Министерство юстиции считает, что применение норм Закона об индексации при расчете суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, является аналогией закона и может осуществляться только в отношении физических лиц.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь сообщил, что в соответствии со статьей 11 Закона об индексации этот Комитет рассчитывает и публикует ежемесячно за отчетный месяц по отношению к различным периодам индекс потребительских цен, который является показателем инфляции в потребительском секторе Республики Беларусь. Установление порядка применения индексов цен не для статистических целей в компетенцию Национального статистического комитета не входит.
3. Общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызываемой ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь, регулируется Законом об индексации. Согласно статье 1 этого Закона потери, вызванные инфляцией, частично возмещаются физическим лицам, получающим не имеющие единовременного характера денежные доходы из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие). Физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). Индексация доходов физических лиц, получающих денежные доходы из бюджетных источников, производится на основании индекса потребительских цен (статьи 1, 2 Закона об индексации).
Индекс потребительских цен как показатель изменения во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением, рассчитывается в соответствии с Методикой расчета сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 ноября 2008 г. № 412.
Индекс цен производителей на промышленную продукцию рассчитывается в соответствии с Методикой по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 247. Согласно данной Методике сводный индекс цен производителей определяется по видам экономической деятельности, по продукции производственно-технического назначения, инвестиционным, промежуточным и потребительским товарам и отдельным товарам и товарным группам и отражает динамику цен на товары, отгруженные на внутренний рынок, которые выпускают организации республики, без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки (пункт 3).
На практике индекс цен производителей на промышленную продукцию используется также для проведения переоценки основных средств. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 “О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования” переоценка (изменение стоимости) числящихся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования осуществляется организациями при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 процентов и более (подпункт 1.1.1 пункта 1).
Изменение стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией определяется на основании индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, которые разрабатываются и утверждаются Министерством архитектуры и строительства.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 1207 “О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396” утверждено Положение о порядке возврата дольщикам денежных средств при прекращении участия в долевом строительстве жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме и связанных с ним объектов недвижимости. Пунктом 5 данного Положения установлено, что в случае добровольного выхода или исключения инвестора из состава участников долевого строительства (организации застройщиков) уполномоченный орган (общее собрание членов организации застройщиков) принимает решение об исключении его из этого состава и о возврате внесенных денежных средств по принадлежности. Возвращаемая сумма денежных средств подлежит индексации в порядке, предусмотренном данным Положением, с учетом соответствующего индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ, утвержденного на дату выплаты.
Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450, до внесения в них изменений постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 875 было установлено, что при нарушении заказчиком сроков перечисления платежей за выполненные работы их оплата производится с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ в связи с инфляцией на момент фактических расходов, если иное не предусмотрено договором подряда (пункт 46). В новой редакции Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, вступившей в силу 21 октября 2011 г., не предусмотрено изменение стоимости строительных работ в связи с инфляцией на момент фактических расчетов при нарушении сроков их оплаты.
Из изложенного следует, что в законодательстве Республики Беларусь установлены случаи и размеры индексации в связи с инфляцией для отдельных видов правоотношений. Поэтому при разрешении судебных споров необходимо учитывать специфику дел, подведомственных хозяйственным судам, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отличающихся от дел, рассматриваемых общими судами, как по характеру спорных отношений, так и по субъектному составу участников судебного спора. Кроме того, исходя из принципа свободы договора, стороны могут по взаимному соглашению предусмотреть в договоре возможность индексации и механизм ее применения, если законодателем данный вопрос не регламентирован.
По мнению Конституционного Суда, анализ конституционно-правового содержания приведенных положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что индексация в связи с инфляцией в Республике Беларусь может производиться в случаях, предусмотренных законодательством или договором.
4. В гражданском законодательстве определяются правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (часть первая пункта 1 статьи 1 ГК).
В пункте 2 статьи 366 ГК установлено право кредитора по денежному обязательству требовать от должника возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 этой статьи. Вместе с тем реализация данного права кредитора не обеспечена закреплением в гражданском законодательстве норм, устанавливающих, в каких случаях возможна индексация суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, для всех денежных обязательственных правоотношений. В результате возникла правовая неопределенность для участников гражданских правоотношений при реализации ими права, предусмотренного в пункте 2 статьи 366 ГК, на возмещение суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части определения размера подлежащих возмещению денежных средств с учетом инфляции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что отсутствие надлежащего правового регулирования рассматриваемых отношений влечет нарушение имущественных интересов кредиторов в отношении возможности получения долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании пункта 1 статьи 366 ГК; порождает неоднозначное понимание закона и соответственно отсутствие единообразия в его применении. Это противоречит конституционному принципу верховенства права, из которого вытекает принцип правовой определенности, предполагающий логическую согласованность правовых норм в системе действующего правового регулирования, точность, непротиворечивость и ясность их применения.
По мнению Конституционного Суда, устранение имеющейся правовой неопределенности возможно путем прямого указания в пункте 2 статьи 366 ГК на возмещение суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся кредитору на основании пункта 1 статьи 366 ГК, в случаях, предусмотренных законодательством или договором.
Устранение правовой неопределенности в правовом регулировании отношений, связанных с защитой имущественных интересов кредитора, денежными средствами которого неправомерно пользовался должник, будет способствовать обеспечению реализации конституционных принципов верховенства права и равенства всех перед законом.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать необходимым в целях обеспечения конституционных принципов верховенства права и равенства всех перед законом устранить в пункте 2 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь правовую неопределенность, установив возможность возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся на основании пункта 1 этой статьи, с применением индексации в случаях, предусмотренных законодательством или договором.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий —
Председатель
Конституционного Суда
Республики Беларусь П. П. Миклашевич
31 октября 2012 г., г. Минск
№ Р-777/2012