Созвездие Льва Гумилева
Превратности судьбы одного из первых «евразийцев»
В прошедшем месяце не только в российских городах, но и в некоторых странах СНГ отметили 100-летие одного из величайших ученых ХХ века – Льва Николаевича Гумилева.
Будущий ученый, историк-этнолог и переводчик родился 1 октября 1912 года в Царском Селе, в семье поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Николай – романтик и мечтатель, мятежный рыцарь в поисках приключений, грезящий о подвигах в далеких краях. А об Анне лучше всего сказал в стихах ее супруг: «Из логова змиева,/ Из города Киева,/ Я взял не жену, а колдунью…» Непростой союз двух невероятно ярких и сложных личностей – гремучая смесь. Но именно в таких союзах и суждено рождаться гениям.
Детство Льва прошло в имении бабушки Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии. Окончив школу, он переехал в Ленинград. Попытка поступить в Герценовский институт не удалась: помешало дворянское происхождение. Лишь в 1934 году Гумилев стал студентом: поступил на исторический факультет Ленинградского университета.
«Мне на плечи кидается век-волкодав», – писал Осип Мандельштам. Среди жертв этого века был и Лев Гумилев. Но кто такой волкодав против льва? Оправдывая свое имя, он неустанно боролся. Уже в университетские годы состоялась первая «примерка» лагерных нар... Как «сын врага народа» он несколько раз был арестован и отчислен из университета. Пять лет отбывал срок в Норильском лагере. После окончания срока работал в экспедиции Норильского комбината.
Осенью 1944 года Лев Николаевич ушел на фронт добровольцем. Прошел бои на 1-м Белорусском фронте, участвовал в Восточно-Померанской и Висло-Одерской наступательных операциях, в штурме Берлина.
После войны Гумилев экстерном окончил университет и поступил в аспирантуру Института востоковедения. Но защитить диссертацию молодой ученый не успел – в 1947-м его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры. Лишь в 1948 году ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата.
Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР. И снова арест… В 1949 году он был осужден на десять лет лагерей. Но судьбоносный для многих 1956 год принес ему освобождение и реабилитацию по причине отсутствия состава преступления.
Но «оттепель», наступившая в СССР, все же не принесла желанной творческой и научной свободы Гумилеву. В последующие годы выдающийся ум, ученый, который мог бы достичь мировой славы, был вынужден трудиться библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по теме «Древние тюрки VI–VIII вв.». В 1963-м стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни.
Выдающийся ученый разработал уникальную пассионарную теорию этногенеза, с помощью которой пытался объяснить закономерности исторического процесса. Он утверждал, что необходимо параллельное исследование исторических сведений о климате, геологии и географии, археологических и культурных источников. Он также ввел понятие «пассионарности» – непреодолимого внутреннего стремления к преобразованию мира, готовности жертвовать своей жизнью ради этих целей. И соответственно выделил в истории человечества примеры пассионарных личностей – Жанны д’Арк, протопопа Аввакума, Ивана Сусанина и др.
В советское время многие положения теории Гумилева не раз подвергались критике. И лишь после смерти ученого и с освобождением науки от идеологических догм его идеи были приняты в научном сообществе. Сегодня пассионарную теорию этногенеза преподают в вузах России, Казахстана, Узбекистана как одну из теорий развития этноса. Эта теория заложила основу для общности народов, проживающих сегодня на евразийском пространстве. И сейчас идеи Льва Гумилева как никогда актуальны.
Как ученый-тюрколог, он внес большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Согласно устоявшемуся в отечественной науке мнению, кочевые народы считались исключительно грабителями и разрушителями на русской земле. Гумилев, напротив, доказывал, что взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой орды) являли собой сложный и взаимовыгодный симбиоз культур.
Его не стало 15 июня 1992 года. Лев Гумилев был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Широта географии празднования юбилея Льва Гумилева совсем не случайна: наследие Льва Гумилева принадлежит народам не только России, но и всего евразийского пространства. В своих трудах он доказал величие евразийской цивилизации. И поэтому память выдающегося историка-этнографа почтили и за пределами его родины. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Астане, Томске, Бежецке, Донецке и других городах состоялись конференции, круглые столы, памятные вечера, конкурсы научных и творческих проектов, посвященных наследию Гумилева. Основные мероприятия прошли в Северной столице, на родине выдающегося ученого. Празднования в Санкт-Петербурге начались с открытия международного научного конгресса «Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы». Торжественное открытие состоялось в Таврическом дворце, что тоже весьма символично: именно на кафедре Думского зала Таврического дворца состоялось последнее публичное выступление Льва Гумилева 21 декабря 1991 года. С мая по сентябрь в городе проходил Международный конкурс творческих и научных проектов для молодых исследователей, приуроченный к 100-летию Льва Гумилева. Многочисленные памятные мероприятия были организованы Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Выставка «Прошу рукопись не уничтожать» представила не только многочисленные рукописи ученого, но и документы, фотографии. 1 октября на могиле ученого в Александро-Невской лавре отслужили панихиду. |