Кто несет ответственность за порядок в жилом доме — сотрудники ЖЭСов или жильцы?
Так уж повелось, что во всех коммунальных бедах мы привыкли винить сотрудников обслуживающей дом организации, чаще всего местного ЖЭСа. Мы настолько привыкли, что наши проблемы должен решать кто-нибудь другой, что жалобы жильцов иногда доходят до абсурда.
Минчанка Елена Г. уже два года ведет безуспешную войну со своими соседями. Конфликт начался, как говорится, на ровном месте: женщину не устраивало, что жильцы смежной квартиры не выключали в общем тамбуре свет. Более того, они, “вконец потеряв совесть”, поставили в общем помещении свою обувную тумбочку, которая, по мнению Елены, мешает открывать дверь в ее квартиру. Недовольная женщина собрала целую папку жалоб на соседей, разослала письма в различные инстанции и добилась того, чтобы к ее проблеме подключились районные власти. Однако, прибыв на место и выслушав часовую межсоседскую перепалку, представители инстанций только руками развели: а чем, мол, мы можем помочь в данной ситуации? Насильно примирить враждующие стороны еще никому не удавалось.
Объяснить такой поток жалоб именно на службы ЖКХ очень просто: на них гораздо легче пожаловаться, чем, скажем, на магазин, поликлинику, на работу транспорта и т. д. Дома мы проводим большую часть времени, поэтому видим все недостатки. Заметить мусор на своей лестничной площадке гораздо легче, чем в вагоне метро или автобусе, хотя в последний, порой, просто страшно зайти. Что-то не устроило — тут же накатал жалобу на ЖЭС. Не умеешь писать такие письма — в интернете полно инструкций, как правильно это сделать, а также представлен образец. “Пусть коммунальники решают проблемы — это их обязанности”, — так думает подавляющее большинство белорусов.
Люди вместо того чтобы по возможности собственными силами преобразить свой дом и уладить соседские конфликты, предпочитают ждать, жаловаться и на чем свет стоит ругать коммунальников за плохую работу. Конечно, починить крышу или поменять трубы в подвале — это жильцам не под силу, тут никто не будет спорить. Но навести порядок хотя бы на своей лестничной площадке большого труда не составит. Но мы предпочитаем жить в неухоженном доме, полагая, что его благоустройсто не наша работа и кто-то другой должен этим заниматься. “Я плачу за техобслуживание, пусть мне все делают бесплатно”, — так мы прикрываем свое нежелание участвовать в судьбе собственного дома.
Вот и жители дома в одном из поселков Минского района, заметив перегоревшую лампочку при входе в свой подъезд, заняли принципиальную позицию: пусть меняет ЖЭС, ничего делать не будем. Но никто из них при этом не подумал о безопасности — собственной и своей семьи: в темное время суток может случиться все что угодно. И, как говорится, чего хотели, то и получили. Молодой человек, возвращаясь поздно вечером с работы, в темноте споткнулся о ступеньку, упал и ударился головой о дверной отбойник. Спасти парня не удалось. Лампочку заменил ЖЭС, но что будет, если она перегорит в следующий раз?
Конечно, нельзя утверждать, что все обслуживающие организации работают идеально. Где-то не хватает квалифицированных кадров, где-то средств, а где-то, чего греха таить, и ответственности работников. Но быть может, проблема не только в ЖЭСе, но и в нашей предвзятости к этим организациям? Может быть, и нам, жильцам, стоит более внимательно относиться к месту, где мы живем?
Предлагаю нашим читателям обсудить, какой должна быть мера ответственности жильцов дома и обслуживающей организации. Поделитесь им с “НГ” и другими читателями, прислав на почтовый и электронный адрес редакции. А также звоните по телефону (8-017) 287-15-68.