Чего ждут венесуэльцы от своего президента в следующие шесть лет?

Источник материала:  
12.10.2012 — Разное

Уго Чавес ожидаемо победил на прошедших недавно в Венесуэле президентских выборах, набрав 55 процентов голосов избирателей. Он переизбран на четвертый шестилетний срок подряд, что в принципе не является сенсацией для мирового избирательного права. Например, во Франции президент может избираться на семилетний срок неограниченное количество раз. То же самое относится и к посту канцлера Германии. Впрочем, дело даже не в этом. Невероятная харизма и неиссякаемая энергия 58-летнего Уго Чавеса сделали его популярной персоной не только в Венесуэле. Бывший десантник в звании подполковника за годы своего президентства одержал немало побед. Он вдвое сократил уровень бедности, установил в стране самую высокую планку минимального размера оплаты труда в Латинской Америке, вернул государству контроль над нефтью, избавил Венесуэлу от навязчивой опеки США и, похоже, вышел победителем в борьбе со смертельной болезнью. Все это, безусловно, позволило ему укрепить имидж по-настоящему народного лидера.

Первая победа

Родившись в многодетной семье школьного учителя, Уго Рафаэль Чавес Фриас рос активным и смышленым ребенком. Наверное, он мог бы стать хорошим спортсменом в силу своей тяги к бейсболу, которым, кстати, увлекается до сих пор, или художником (в 12 лет он получил свою первую премию на региональной выставке). А может быть, даже священником, о чем мечтала его мать. Однако судьба уготовила ему другой путь, и после школы он предпочел духовному сану армейскую службу. Закончив Военную академию, Чавес 15 лет служил в воздушно-десантных войсках, и красный берет десантника впоследствии стал неотъемлемой частью его образа. Параллельно со службой Чавес занимался и конспиративной деятельностью, организовал с сослуживцами подпольную организацию, которая трансформировалась в Революционное боливарианское движение. В 1992 году армейские колонны под командованием Чавеса вышли на улицы Каракаса, чтобы свергнуть погрязшего в коррупции президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса. Однако правительство сумело пресечь попытку мятежа, а Чавес попал в тюрьму. Через два года его амнистируют, однако от своих идей он не отказался и перешел к легальным, парламентским методам борьбы. В президентской кампании 1998 года Чавес вновь участвовал под лозунгом борьбы с коррупцией, и на этот раз успешно, набрав 56,5 процента голосов избирателей.

Доходный бизнес

В западных СМИ образ Венесуэлы подается, как правило, исключительно в негативном свете. Но надо признать, что за 12 лет правления Уго Чавеса государство изменилось. Благодаря богатейшим запасам нефти (в прошлом году Венесуэла стала мировым лидером по этому показателю), а также грандиозным инвестиционным проектам с Китаем, Россией, Беларусью в Венесуэле стали развиваться национальная промышленность и строительная отрасль. Уровень безработицы снизился вдвое (с 14,5 до 7,6 процента), количество людей, живущих за чертой бедности, уменьшилось с 23,4 до 8,5 процента, сократилась детская смертность, а ВВП вырос больше чем в два раза. В стране построили 6,7 тысячи поликлиник и 550 диагностических и реабилитационных центров, призвав на помощь высококвалифицированных кубинских врачей.

На принципах справедливости

Гарантией успеха президентства Чавеса являются стабильно высокие цены на нефть, от которой Венесуэла получает до 80 процентов экспортных доходов. Причем для самих венесуэльцев литр бензина стоит три цента. Плюс к этому в недрах страны найдены залежи железной руды, золота, алмазов. Заслуга венесуэльского лидера в том, что он сумел сохранить жесткий контроль государства над этим богатством, в том числе запретил планировавшуюся ранее приватизацию крупнейшей в мире нефтяной компании Petroleos de Venezuela, в которой должны были участвовать американцы. Только по итогам прошлого года валютные поступления от нефтяных продаж достигли 88 млрд долларов, что позволило правительству успешно раскручивать маховик социальных программ.

Крупный металлургический завод страны Sidor был экспроприирован у аргентино-итальянской Techint. Также были национализированы цементная промышленность, телекоммуникационная и золотодобывающая отрасли.

В ответ на упреки в том, что в стране должен действовать свободный рынок, лидер Боливарианской революции заявил: “Никакого свободного рынка. Свободный рынок нужен буржуазии, чтобы обкрадывать народ и таким образом обогащаться. Путь в новый, лучший мир лежит отнюдь не через капитализм, а через социализм. Капитализм ведет нас прямо в ад”.

Впрочем, несмотря на “левую” риторику, Уго Чавес весьма далек от коммунистических экспериментов. В сущности, он проводит довольно умеренную экономическую политику в духе современных европейских социалистов, изымая у сверхбогачей часть доходов и направляя их на различные социальные программы.

Ответ оппонентам

Интерес к прошедшим выборам в Венесуэле был вызван и еще одним обстоятельством. За полтора года до выборов Чавесу пришлось вступить в нелегкую борьбу с онкологическим  заболеванием. Злые языки распространяли прогнозы один мрачнее другого: сначала отмерили Чавесу год жизни, потом говорили, что ему осталось жить максимум шесть месяцев. Однако неунывающий политик своей бурной политической деятельностью дал понять, что слухи о его скорой кончине несколько преувеличены, и однажды великодушно произнес: “Тем, кто желает мне смерти, я желаю долгой жизни, чтобы они смогли увидеть, как Боливарианская революция будет продолжать свое шествие от сражения к сражению и от победы к победе”, — сказал Чавес.

Воспитание трудом

Надо полагать, сражений у Чавеса и его сторонников будет еще немало, и результаты выборов это подтвердили: 45 процентов голосов набрал основной соперник Чавеса — юрист Энрике Каприлес, которому впервые удалось объединить оппозицию. Одна из главных претензий оппонентов — сохраняющийся в стране высокий уровень безработицы. Многие обитатели трущоб получают возросшие при нынешней власти пособия и не спешат трудоустраиваться. Чавеса постоянно критикуют за то, что “он дал бедным рыбу, но не дал удочки”. Нет успехов в борьбе с преступностью — грабежи, насилия, убийства совершаются с пугающей частотой. Вообще уличная криминальная субкультура — беда всех латиноамериканских стран. Но Венесуэла по уровню уличного бандитизма давно обошла своих соседей, утверждают эксперты. В связи с этим Уго Чавес пообещал создать специальные программы по улучшению положения в этой области.

 Стратегическое направление

Можно предположить, что победа Уго Чавеса повлечет за собой уверенное продолжение четкого внешнеполитического курса Каракаса. И Беларусь для Венесуэлы — одно из стратегических направлений, что во многом обусловлено дружескими отношениями лидеров двух стран, схожестью позиций по актуальным вопросам международной жизни и конечно же взаимодополняемостью национальных экономик. Богатейшая на природные ресурсы латиноамериканская страна поставила целью изменить сырьевую направленность своей национальной экономики, создать развитую индустрию, сельское хозяйство. Достаточно сказать, что доля сельского хозяйства в ВВП Венесуэлы составляет всего около четырех процентов. Страна импортирует большую часть продовольствия. В этом плане опыт и технологии белорусов пришлись очень кстати. Сейчас в Венесуэле работают три наших совместных завода: по производству грузовиков МАЗ, тракторов и кирпича. Открыто совместное предприятие по добыче нефти, идет совместное строительство и газификация целых микрорайонов, возводятся агрогородки. Всего шесть лет назад Беларусь и Венесуэла начинали с годового товарооборота в восемь миллионов долларов, сегодня уже вышли на объем взаимной торговли в 1,2 млрд долларов. И это только начало, ведь предварительная стоимость совместных проектов оценивается в пять миллиардов долларов. А после победы Уго Чавеса на выборах Александр Лукашенко поручил своей Администрации усилить взаимодействие с этой страной по всем направлениям. Значит, наверняка будут новые взаимовыгодные проекты на пользу обеим странам.

←Якія кніжныя выданні прэзентавалі на “Пакроўскім кірмашы”?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика